Розалини - Женский портал

Диагностика по сенсорике в первой младшей группе. Диагностика сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений в I и во II младшей группах

«Мониторинг в школе» - Техника чтения начальная школа (в % к норме) 1 и 2 полугодия 2007-2008уч.г. Специфика мониторинга в школе (схема проведения мониторинга успеваемости учеников и успешности работы учителя). Итоги 2 триместра 2007-2008 уч.г. по общеобразовательным классам Карамышевская школа. Алгоритм проведения мониторинга (по данным справочника заместителя директора школы 2007г).

«Проекты младших школьников» - Цель, объект, предмет. Подготовительный. Исторические подходы к пониманию проектного метода в педагогике. Разработка учебного проекта. Учебный проект. Определить особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Основные современные подходы к пониманию проектного метода.

«Развитие речи младших школьников» - Содержательность логичность точность выразительность. Основные понятия: « Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. Толковый словарь В. Даля. Формирование основ функциональной грамотности через развитие речи младших школьников. Функциональная грамотность -. Актуальность.

«Сенсорные системы» - См. также Зрение, Зрения органы. Что обозначают следующие понятия? Привить интерес к сенсорной системе. Сетчатка слуховой анализатор зрительный анализатор. Научить синтезировать информацию. Как вы думаете, может ли человек существовать без сенсорной системы? Аннотация. Расширение кругозора. yandex.ru 2. Научные журналы.

«Экологический мониторинг» - С наступлением мирового финансового кризиса существует реальная угроза закрытия региональных ПНЗ. Охрана и восстановление естественных экологических систем. Функционирование региональной системы экологического мониторинга. Экологическое образование и просвещение населения. Участие в крупных проектах сотрудников ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС».

«Мониторинг образования» - Статья 37. Мониторинг качества образования осуществляется на региональном, муниципальном и на уровне образовательного учреждения и предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, оценка результатов, хранение и использование информации. Порядок проведения мониторинга.

Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
- Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
- Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.
- Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
- Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

Цель проекта:
- развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.
Задачи проекта:
1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
4. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Вид проекта:
познавательно-игровой
краткосрочный - 2 недели
групповой.
Ожидаемые результаты: .
Дети: В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
- Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
- Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Этапы реализации проекта:
1. Диагностический:
. изучение литературы;
. проведение анкетирования родителей;
. проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития
детей
2. Организационный
. Родительское собрание «Участвуем в проекте»
. Составление плана работы с детьми и родителями
. Обогащение развивающей среды
. Консультации для родителей
. Индивидуальные беседы с родителями
3. Практический
. Подбор и изготовление дидактических игр
. Подбор и изготовление наглядных пособий
. Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»
. Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
. Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного
развития детей
. Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
. Проведение индивидуальной работы с детьми

4. Обобщающий
. Оформление наглядного и дидактического материала
. Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
. Создание презентации проекта по сенсорному развитию
. Оформление фотовыставки.

План реализации проекта:
Мероприятия с детьми
Мероприятия с родителями
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
НОД:
занятие по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел»

Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»,

Изготовление развивающих пособий: «Найди пару», « Игры с пробками», «Собери бусы» .
«Художественно-эстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка», Рисование»: «Лучики для солнышка»

«Ознакомление с художественной литературой»:
Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету» , «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками» , «Собери бусы», «Открой коробочку» , «Укрась ёлочку»

Работа с родителями:
Консультации для родителей «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и
развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет»

Проведение родительского собрания «Участвуем в проекте»

Проведение анкетирования родителей.
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей «Открой коробочку», «Укрась ёлочку шарами», «Сложи пирамидку», «Собери карандаши в стаканы», «На что похожа фигура?» , «Разноцветные шумелки», «Кто что услышит?» , «Угадай на вкус», «Чем пахнет?», «Сюрприз», «Пересыпалочки», "Озорные ладошки», «Тонет, не тонет», «Тактильная коробка», «Теплый – холодный», «Маленький секрет», «Застёжки», «Закрути ленточку», «Поиграем с
прищепками», «Мягкий конструктор», «Разложи чашки по цветным тарелочкам» , «Сенсорный конструктор», «Сенсорное панно с пуговицами», «Шнуровка».
Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста» .

Оформление фотовыставки
В результате реализации проекта РППС группы оснащена центром "Сенсорика"




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста.
1 блок -Игры для развития зрительного восприятия:
Найди пару
Материал: разноцветные рукавички из ткани.

Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую

Игры с пробками
Материал:: пробки разного цвета и размера.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Собери бусы
Материал: деревянные бусы разного цвета.
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания;
развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в
своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и
создания собственного изделия.

Открой коробочку
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую
моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от
результата своей деятельности.

Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная,
жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении

Соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! »,
познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».

Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.

Укрась ёлочку шарами
Материал: елочки из картона, круги разных цветов.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.

Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек? »

«Сложи пирамидку»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать
закреплению знаний и системе цветов.

Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.

«Собери карандаши в стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши.

Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.

«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

2 блок - Игры для развития слухового восприятия
Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и
тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

Кто что услышит?
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.

3 блок - Игры для развития обонятельного восприятия

УГАДАЙ НА ВКУС
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус
(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.

Чем пахнет?
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

Усложнение: упражнять в назывании цвета.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?»

4 блок - Игры для развития осязательного восприятия
Сюрприз
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник,
развивать мелкую моторику.
1 вариант: сюрприз – игрушки
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»

Пересыпалочки
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть!
Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку! »

Озорные ладошки
Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и
шероховатой поверхности.

Тонет, не тонет
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

Тактильная коробка
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие
предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Теплый – холодный
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой

5 блок - Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий
Маленький секрет
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку
самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»

Застёжки
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.

Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг;

Закрути ленточку
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая»
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета,
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.

Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Поиграем с прищепками
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.

Мягкий конструктор
Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Варианты игры:
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Непосредственно образовательная деятельность «Познавательное развитие» в первой младшей группе на тему: «Зайка к нам пришел»

Цель : сенсорное развитие детей первой младшей группы.
Задачи:
1. Воспитывать любознательность, отзывчивость.
2. Закреплять знания детей плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг);
3. Закреплять знания цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый);
4. Закреплять знания о величине (большой, маленький);
5. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: игрушка зайца, коробка, геометрические фигуры разной величины и цветов, магнитная доска.

Предварительная работа : изготовление геометрических фигур из картона, разучивание стихотворения «Зайчик».

Ход занятия:
Дети сидят в группе полукругом.
-Дети, сегодня к нам в гости кто-то придет! Но чтобы узнать, кто придет, вам
нужно отгадать загадку:
Клочок пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это? (зайчик)
- Правильно дети, конечно же, это зайчик.
Воспитатель приносит большую игрушку зайчика и начинает обыгрывать его словами.

Зайчик:
- Здравствуйте дети! Какие вы все хорошие, красивые! Мне очень нужна ваша помощь! Я принес вот такую интересную коробочку, в ней у меня лежат разные фигурки, мне нужно, чтобы вы помогли в них разобраться, нужно
узнать где квадрат, а где круг, а то я все перепутал.
- Дети, мы же поможем зайке разобраться в фигурках? (Поможем!)
- Зайка, а ты садись и наблюдай (сажает зайку на стульчик, достает из коробочки геометрические фигурки.)
- Дети, смотрите! Это какая фигура? (квадрат)
- Какого цвета квадрат? (ответ детей)
- Это большой квадрат или маленький. (Ответы детей.)
Далее воспитатель показывает детям круги и треугольники, и задает те же самые вопросы.
- Ну вот зайчик, мы и помогли тебе разобраться в фигурках.
- Зайчик, а еще мы хотим показать тебе, как мы умеем превращаться в зайчиков.
Речь с движением «Зайчик»:
Зайчик шел, шел, шел (шагают)
И капусту нашел. (показать руками)
Сел, поел и дальше пошел.(присесть)
Зайчик шел, шел, шел
И морковку нашел.
Сел, поел и дальше пошел.
- Какие вы все молодцы!
- Зайчик, мы еще умеем фигурки превращать в картинки.
- покажите, как мы умеем из треугольников делать домики (Катя выходит, составляет на планшете с магнитиками картинку домика).

Вот, какой домик у нас получился! Дети, а давайте покажем зайчику, как мы все умеем делать елочки. Садитесь за столики, елочку будем делать.

Воспитатель показывает, как правильно нужно составлять елочку.

Вот этот самый большой треугольник внизу, затем возьмем поменьше, и самый маленький треугольник вверху.
Потом дети составляют снеговика, вагончик, елочку и т. д.
Когда дети делают елочку, зайчик ходит и смотрит, хвалит детей.
- Молодцы, ребята!
- А теперь пора прощаться с зайчиком. (До свидания, зайчик!)

Непосредственно образовательная деятельность

Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему: «Геометрические фигуры. Рисование с помощью штампов»
Цель сенсорное развитие детей первой младшей группы.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.
2. Научить детей рисовать красками с помощью штампов, используя деревянные фигурки.
3. Учить ориентироваться на листе бумаги.
4. Закреплять знания детей плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг).
5. Закреплять знания цветов (красный, желтый, синий).
6. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование : краски гуашь, листы бумаги, деревянные фигурки в виде кубика, цилиндра, пирамиды, крышки, вода в банках, салфетки, плоские геометрические фигуры разных цветов.

Техника: рисование с помощью штампов.
Ход занятия:
Воспитатель готовит краски и разливает их по крышкам. Перед началом работы показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), дети называют их.

Я вам сегодня принесла деревянные фигуры (цилиндр, кубик, пирамиду). С их помощью мы будем рисовать. Посмотрите, как это можно сделать быстро и просто.

Воспитатель показывает, как следует взять кубик-штамп, окунуть его одной стороной в краску, приложить к бумаге и придавить, затем осторожно поднять – на бумаге останется яркий оттиск.

С помощью деревянного цилиндра сделайте желтый круг, с помощью кубика сделайте красный квадрат, с помощью пирамиды – синий треугольник.

Дети по очереди делают отпечатки на своем листе бумаги. Воспитатель помогает расположить отпечатки равномерно на листе.

Проводится полуподвижная игра «Игрушки»:
-Скачет мячик, как живой (прыжки на двух ногах)
Красный, желтый, голубой.
Кубик к кубику кладем, (кулачок к кулачку)
Строим, строим новый дом.
Сели мы в машины, (присесть на корточки, имитировать действия водителя)
Зашуршали шины.
Воспитатель организует выставку детских работ.

Итоги проекта «Мир сенсорики»
1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, создание картотеки дидактических игр.
2. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
4. дидактические игры, сделанные своими руками
5. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
6. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

Диагностика сенсорного воспитания детей группы раннего возраста №1

Сенсорное развитие в раннем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального

Развития детей младшего дошкольного возраста. Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.

Оборудование:

1. деревянная доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка .

По каждому заданию фиксировалось:

Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

№ п/п

Ф.И. ребёнка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Белоглазова Варя

Исаев Макар

Маркина Дарья

Мельников Матвей

Слащилина Софья

Каюмов Матвей

Углянский Стас.

Шамшурина Вика

Кулыгин Денис

Швецов Сергей

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:

Высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (2 ребёнка);

Средний уровень – 3 выполненных задания (8 детей).

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:

1. Опережение возрастной нормы – 2 детей.

2. Соответствие возрастной норме – 8 детей.

3. Отставание от возрастной нормы – 0.

4. Значительное отставание от возрастной нормы – 0.

Описание.

1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

2. Выявление интересов и знаний родителей воспитанников.

С целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное воспитание детей» и выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета, которая позволила сделать следующие выводы:

Большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

Все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

В приложении 2 представлена консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Данная консультация позволит родителям получить необходимую информацию для самостоятельных занятий с детьми, детально понять механизм сенсорного развития ребенка и его важность в процессе обучения.

Заключение

В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств .

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.


Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребенка. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми сенсорных эталонов. То есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы, величины). К сенсорным эталонам, которыми овладевают дошкольники, относятся цвета (семь цветов спектра), формы (пять геометрических фигур), величины (градации и параметров величины). Сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами (математикой, чтением, природоведением и др.) Диагностика сенсорных способностей позволяет определить готовность ребенка к школе.
Здесь предложены несколько методик для выявления уровня развития представлений об эталонах формы – 1, 2, цвета – 2, величины – 3, 4, 5, 6.
Для выполнения заданий ребенку потребуется простой карандаш. Во время выполнения заданий не помогайте ему, не делайте замечаний. По окончании обязательно похвалите ребенка.

Методика 1

Рассмотри предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотри фигуры. Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.

Оценка:
3 балла – ребенок правильно соединил все 6 предметов с геометрическими фигурами.
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.

Методика 2
Рассмотри картинку. Назови все геометрические фигуры и скажи, какого они цвета

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся при названии ромба и овала
1 балл – ребенок ошибся при названии и других фигур

Методика 3
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставь галочку рядом с тем домом, который длиннее всех.
Оценка: ; ;

Методика 4
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той елочкой, которая выше всех. Теперь поставь галочку рядом с той елочкой, которая ниже всех.
Оценка:

Методика 5

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех. Теперь поставь галочку рядом с той ленточкой, которая уже всех.

Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Методика 6
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той змейкой, которая длиннее всех. Теперь поставь галочку рядом с той змейкой, которая короче всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей:
Общий результат более 14 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий). Может назвать эти параметры в окружающих предметах.
Общий результат 9 – 14 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине.
Общий результат менее 9 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати.

Николаевой Т.В.была разработана методика комплексного педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

В этой методике представлены задания и для выявления и оценки уровня сенсорного развития

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя)

Прорезями круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; деревянная или пластмассовая доска с пятью прорезями - квадратной, прямоугольной, треугольной, полукруглой и шестиугольной форм и пятью плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2) деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

3) одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя)

4) пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5)пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6)цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7)одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8)три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания по сенсорному развитию

Задания для детей 2-2,5 лет:

1. Вложить геометрические фигуры(4) в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы, например кубики, по цвету при выборе из 2.

3. Сложить одноцветную пирамидку из 3 колец, убывающих по величине.

4. Сложить две пирамидки разного цвета из 3 колец, убывающих по величине.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на две части.

Задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы(5) в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Дополнительные задания по сенсорному развитию.

Задания ниже возрастных требований к ребенку для детей 1,5-2 лет (для обследования детей 2-2,5 лет, не справившихся с заданиями, соответствующими возрасту):

1. Вложить геометрические формы(3) в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать однородные предметы по цвету при выборе из двух, например, красные и желтые кубики.

3. Нанизать 5 одинаковых по величине колец на стержень.

4. Сгруппировать однородные предметы по величине при выборе из двух: большие кубы и маленькие кубики желтого цвета.

5. Сгруппировать однородные предметы, учитывая их цвет и форму: шары разного цвета сложить в ведёрко, а кубы разного цвета - в коробку.

Задания выше возрастных требований к ребёнку для детей 3-4 лет(для обследования детей 2,5-3 лет, успешно справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Опустить геометрические формы (6) в соответствующие им отверстия.

2. Сгруппировать однородные предметы по цвету при выборе из шести.

3. Сложить четырёхсоставную матрешку.

4. Сложить пирамиду из 3 колец, чередующихся по цвету.

5. Сложить разрезную картинку из четырёх частей.

Проведение обследования

Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Так, педагог предлагает ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания сопровождаются естественными жестами.

Обучение

Если ребёнок затрудняется выполнить задание самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставляет фигуры в соответствующие прорези; собирает пирамидку с учётом величины колец; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка

По каждому заданию фиксируется:

· Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

· Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

· Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Особое внимание обращается на способ ориентировки ребёнка в задании. Например, ребёнок действует путём проб: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирает все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находит нужную прорезь и вкладывает фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

В другом случае ребёнок действует на уровне примеривания. Вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирает все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а поносит её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он сразу видит отличия и переносит фигуру к треугольной прорези.

В третьем случае он действует на уроне зрительной ориентировки. Малыш выделяет существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполняет действия разу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускает геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывает трёхсоставную матрешку.

Оценка уровня сенсорного развития ребёнка с нарушенным слухом третьего года жизни.

Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливает контакт с педагогом, встречает предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохраняется у него на протяжении всего обследования. Действует целеустремлённо и точно. Если допускает отдельные ошибки, то тут же замечает их и самостоятельно исправляет. Самостоятельно выполняет серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справляется с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использует метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

Соответствие возрастной норме: быстро устанавливает контакт со взрослым, задания заинтересовывают ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца проверок. Действует целеустремлённо, но допущенные ошибки устраняет, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполняет не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справляется с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствует образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользуется методом проб, практическим примериванием, а так же использует зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

Отставание от возрастной нормы:

Как правило, в контакт вступает не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения обычно индеффирентен. Не замечает и не устраняет допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствует образцу. После обучения ребёнок не справляется с заданиями, предназначенными для его возраста, но может выполнить самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечаются действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывает, а повторяет снова. Как правило, не определена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук.

Значительное отставание от возрастной нормы:

В контакт не вступает, безразличен к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимает что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливает лишь форму активности, которая от него требуется. После обучения ребёнок не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использует поисковые способы ориентировки, а действует силой. Отмечаются не адекватные действия с предметами: берёт игрушки в рот, стучит, кидает.(7)

Результаты обследования заносятся в протокол.