Розалини - Женский портал

Сказкотерапия в детском саду: из опыта работы психолога. Сказкотерапия – один из видов здоровосберегающих технологий в ДОУ Сказкотерапия в ДОУ — интервью с терапевтом

Кравченко Ирина Геннадиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №128
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия" - современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

«Сказкотерапия» - современная технология в работе

музыкального руководителя ДОУ

Моя работа музыкального руководителяв дошкольном образовательном

учреждении

на современном

наполняется

человека,

способного

самостоятельному

творческому

личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и

применение в непосредственной образовательной деятельности различных

педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального

воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности –

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

музыкальному

образованию

потребовали

использования

абсолютно

наиболее

эффективных

педагогических

технологий в развитии музыкальности детей. Путь к музыке должен быть

оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, я

выбираю формы и методы работы музыкально-художественной деятельности,

направлена

развитие

способности

чувственному

восприятию

наблюдению,

ассоциативности

художественного

мышления,

выразительно сти

интонации,

в о ка л ь н о й,

инструментальной.

инновационных

технологий

музыкального

воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,

ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец,

импровизированное

движение

озвучивание

пантомиму, импровизированную театрализацию.

Правильно

организованная музыкальная

деятельность

помогает мне развивать кругозор и воображения ребенка, обогащает его

впечатлений,

развивает

слух, музыкальную

воспитывает

понимать

характер,

способствует развитию внимания и сосредоточенности. Но, к сожалению, не

все дети внимательно слушают музыку. Одни могут отвлекаться во время

испытывают

интереса

образовательной

деятельности.

профессиональными

трудностями

столкнулась

своей практике и я.

Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная

работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных

технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Я нахожу в

сказке тот ресурс, который помогает мне решать профессиональные задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

Сказкотератия синтезирует наиболее эффективные психологические

технологии и методические приемы, использование которых позволяет мне

достичь высоких результатов в работе с детьми. Сказка не только учит детей

переживать,

радоваться,

сочувствовать,

грустить,

побуждает

речевому

контакту.

наиболее

эффективный

коррекционного

воздействия

наиболее

проявляется

обучения: учить играя. Так сказка может предварять восприятие музыки или

прослушивание

программного

произведения

помогает

заинтересовать детей, настроиться на нужный лад.

иллюстрируемая музыкой – еще один прием, используемый

мною. Ведь особый интерес у детей вызывает восприятие музыки, которое

иллюстрирует рассказ,

помогают

активному

восприятию

усвоению

новых музыкальных произведений. Здесь важно, чтобы

сопровождающая сказку,

несложной

разнообразной

характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.

Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию

кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений,

развивает

музыкальную

воспитывает

и сосредоточенности.

Некоторые дети отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не

испытывают

интереса

музыкальным

занятиям,

некоторых

недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять

средства

художественной

выразительности

собственном

творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных

произведений.

Отсутствие

богатого

литературного

жизненного

ограничивает

творческие

возможности

Дошкольники

проявляют

волшебным

осмысленно

воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на

материале

телепередач,

специальную

привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях,

развиваю

творческого

рассказывания

знакомства

сказками. Для я этого разработала проект: «По дорогам сказок».

Участники.

Дети, родители, воспитатели.

Организация работы проводится по трем направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Цели:

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на

положительных

сказочных

развитие

творческих

способностей, познавательного интереса.

Задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

фантазию, творческие способности;

Развивать познавательный интерес;

Развивать речь, обогащать активный словарь;

Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Предполагаемые итоги реализации технологии:

Повышения внимания на музыкальных занятиях;

Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения;

Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный

опыт на примере поведения сказочных героев;

Позитивное оптимистичное отношение к жизни.

2. Изучение методической литературы. Теория.

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с

разработаны педагогические и психолого - педагогические технологии по

сказкотерапии, в том числе: Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству»;

Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. «Подарки

фей», развивающая сказкотерапия для детей.

Сказкотерапию

эффективно

использую

формирования

благоприятных условий формирования креативных качеств личности. Дети,

которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и

не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на

хорошем литературном языке. Активно включая сказки в занятия с детьми, я

развиваю

фантазию,

внимание,

наблюдательность,

сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом

процессе, сами сочиняют сказки или придумывают творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему);

Сказки о животных, природе, растениях, явлениях;

Бытовые сказки;

Волшебные и фантастические сказки.

Классификация сказок:

медитативные

психоэмоционального

напряжения),

рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы;

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”,

доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и

ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка).

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами… Чем старше

становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и

сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как

образом, сказка – жанр устного народного

творчества;

художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового

характера.

Несмотря

классификацию

огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Сказки

вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям

необычайных

оказывают

эмоциональное

воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник

мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно

осмысливаются

абстрактно.

собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые

силы, кроме родителей? А сами родители - являются ли они доброй силой?

Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти вопросы.

образное

отражение

качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности;

произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения

сказочных героев. Существует много методов и способов работы со сказкой

для развития различных способностей ребенка.

«Сказкотерапия»

лечение

сказками ,

этот

метод

инструментом

психотерапевтов

один

способов

коррекции

отклонений в психическом развитии.

области психолог Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева определяет сказкотерапию как

способов

передачи

духовном

социальной

реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной

природе человека.

Сказки в своей деятельности с детьми я стараюсь использовать всегда,

в основном в праздниках и развлечениях, а также по слушанию музыки.

поставила

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях,

тщательно

использованию

средства

деятельности. В процессе использования технологии, я применяю методы и

куклотерапию,

психогимнастику,

мнемотехнику,

моделирующую

пальчиковые

словесное

комментирование,

словесное

фантазирование

музыкальной

композиции,

словесное

рисование,

пантомимические этюды и др.

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая

красочная

предваряет

прослушивание

программного

произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

«Утренняя сказка». Э. Григ «Утро».

«Жила на свете Заря-Зарянка. В её владении был родничок не простой,

а волшебный. Каждое утро и каждый вечер набирала Зарянка в ладоши воды

родниковой

разбрызгивала

солнышко, а вечером пели ему колыбельную песенку. В благодарность за это

солнышко окрашивало своими лучами росинки во все цвета радуги». Далее

идёт слушание музыки Э. Грига «Утро», дети высказывают свои впечатления

об услышанном. Можно включит после высказывания детей дидактическую

игру «Росинки», где дети отбирают «росинки», соответствующие настроению

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

вызывает

слушание

иллюстрирует

помогают

активному

восприятию

усвоению

музыкальных

произведений.

Музыкальный

репертуар,

используемый

удовлетворять

одновременно

требованиям

художественности

доступности.

Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной, и разнообразной

характеру,

средствам

музыкальной

выразительности.

сопровождают

знакомой

Исполнение

музыкального

произведения

художественным, рассказывать и петь нужно обязательно на память, чтобы

выражение

исполнителя,

исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на

них рассказ, музыка.

Пример. Русские народные сказки «Алёнушка и лиса», «Курочка Ряба»,

«Теремок» и др.

слушания

небольшое

вступление, например: «Знаете, что однажды в осеннем лесу произошло с

Алёнушкой?

садитесь

поудобнее

слушайте.

занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно

повторять. Когда дети хорошо усвоят и запомнят услышанное, я провожу

концерт-загадку. Я говорю детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте

и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняю музыку, уже знакомую

детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку

3. «Волшебные превращения».

психодинамических

медитаций

движениями,

перевоплощениями,

развитием

различного

чувствительности,

получением

двигательного

моделированием

ситуаций

детского

медитаций

направлен

энегргетизацию тела и связан с использованием телесно ориентированных

приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение

растений, упражнения с тканью).

4. Постановка сказок, мюзиклов.

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизится с героем

пережить

раздвигает

жизненного

дошкольника

обогащает

детьми подготовительной группы «Лесная сказка» и Теремок» мы поставили

сказки-мюзиклы: «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха».

Детский мюзикл -

это музыкальный спектакль для детей, включающий в

себя все основные виды искусств - музыку, театр, литературу, хореографию.

детей, основанные

современном

изложении - это музыкальные сказки «на новый лад».

Та не ц –

телесное

выражение

различных

эмоциональных

состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя,

ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им.

Я даю детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет

детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить

положительные

состояния.

становятся

более свободными и уверенными в себе.

Мендельсон

слов» (Песня

венецианского гондольера).

Без музыкального сопровождения.

В руках у детей звёздочки из блестящей бумаги. Варианты движений.

Вариант 1.

Взять звезду за лучик и нарисовать в воздухе узор, переложить её в

другую руку;

Держать звезду двумя руками за противоположные лучи, выполнять

различные волнообразные и круговые движения;

Кружиться, опуская и поднимая звёздочку;

Выполнять

небольшие

пробежки

последующими

кружениями

покачиваниями;

Сделать то же самое с музыкальным сопровождением.

Вариант 2.

Надеть детям на головы ободки – звёздочки. Предложить им разбиться на

звёздочки

придумать свой танец:

а) бегать по кругу друг за другом, выполняя красивые движения руками;

б) бегать по кругу, держась за руки;

в) кружиться;

г) сбегаться в середину, разбегаться в кружении, одновременно выполняя

плавные движения руками;

д) держась за руки, подниматься на носочки и плавно приседать, поднимать и

опускать сцепленные руки.

Дети какой-нибудь звёздочки показывают свой танец другим детям.

«Зима». Г. Свиридов «Романс» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.

Пушкина «Метель»).

Движения выполняются с белыми шарфами, лентами или снежинками.

врассыпную

необходимый

Вступление: на каждый аккорд дети меняют позу. Далее дети начинают

«оживать» и очень медленно двигаться. Затем исполняют плавный танец. С

окончанием музыки останавливаются, принимая красивую позу.

6. Ходьба с закрытыми глазами. С помощью этого приёма можно

решить две задачи:

Развитие координации движений и представления о «схеме тела»;

Усиление сказочного впечатления.

Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это

усиливает

сказочный

возможность

музыкальному мне или воспитателю незаметно поменять положение или

внешний облик.

7.Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры,

игровой массаж). Их можно объединять в небольшие сказки по одной или

разным темам.

Комплекс

игрового

Пальчиковая

«Рукавичка».

Я начинаю свой рассказ: «Жила на свете одна тучка и было ей очень

грустно, потому, что никто не хотел с ней дружить и вот однажды она

подлетела

попросилась поиграть вместе с ними, но дети не захотели с ней играть и тогда

тучка обиделась и заплакала.

Игровой массаж с пением «Дождь»:

«Бегают» пальчиками по лицу.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!

Барабанят пальчиками по лбу, щекам.

Гром! Гром! Как из пушек! Нынче праздник у лягушек.

Хлопают в ладоши.

Град! Град! Сыплет град!

Изображают руками «крышу» над головой.

Все под крышами сидят,

Гладят себя по лицу.

Только мой братишка в луже

Проводят большими пальцами по крыльям носа.

Ловит рыбу нам на ужин.

спрятались

рассказала им интересную сказку про рукавичку.

ладошками

Показывают

обратную

Рукавичку

Вытянуты

показать

Рукавичка

пальчиками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

поживать

распевать

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласила

жестикулируя

Вытягивают

складывают

движения

рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласили

движения

Пирожками

угостили

поживать

метелкой

подметать

Движение

коленкам

кулачками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

испугались

8. Психогимнастика.

Мимические

пантомимичекие

Релаксация.

укрепления психологического здоровья детей. Психогимнастика примыкает к

психолого-педагогическим

психотерапевтическим

методикам,

является

сохранение

психического

здоровья

предупреждение

эмоциональных

расстройств

Основная

преодоление

барьеров

развитие

понимания

психического

напряжения,

создание

возможностей

самовыражения.

В психогимнастике придается большое значение общению детей со

сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального

здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво,

дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они

нуждаются

качестве

своеобразного

использую

подвижные

перемежая

основные

музыкального

разучиваем

короткие

сказочного

предлагаю

внимательно

прослушать

стихотворение

небольшой рассказ, затем ребята «показывают» услышанное, не произнося ни

слова мимикой и жестами самостоятельно, либо под мое чтение.

«Медвежонок и пчелы», «Мухи», «Муравей» и т.д. Дети играют в

подвижные игры с участием сказочных героев.

9. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Использую

методику «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группа). Детям даю

задание придумать сказку после прослушивания музыкального произведения

(несколько предложений).

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П. И. Чайковский «Баба

яга», М.И. Глинка «Марш Черномора» и т.д.

10. Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный

воплощение

эмоционально

о к р а ш е н н ы х

д в и ж е н и я х

м у з ы к у

к а ко г о - л и б о

о б р а з а.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует

коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Этюды дают возможность

осознать

посмотреть

способствуют

формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Основная цель

этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального

произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные

движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка

активизировать

фантазию

побуждать

творчеству,

использованию

выразительных

движений.

научились

музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер

музыки в движениях и у них получаются интересные образы. В младшей

группе дети исполняют простые этюды.

Этюд «Прогулка по лесной полянке»: дети гуляют, нюхают цветы, собирают

листочки, танцевальный этюд с воображаемыми игрушками. Дети средней и

старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, затем детям

дается творческое задание.

Этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом,

несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются

шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса

вокруг. Особое внимание уделяю выразительности движений. Такие

возможности,

объединяю

«Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов могут

находить

праздничных

инсценировках,

спектаклях,

хороводах.

психолого-педагогической

литературы

сказкотерапия

является

составляющей

воспитательного

процесса

дошкольного

возраста.

Применение

процессе

воспитания

детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу

эффективности этого средства воспитания.

Сказочный сюжет на празднике позволяет ребёнку проявить творческие

способности,

показать

возможности

танцевальной,

музыкальной

деятельности.

застенчивые

увлечённые

действием, в непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются.

Важно стать для своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить,

что цель сказочника, по мнению К. Чуковского, - «воспитывать в ребёнке

человечность

способность

человека

волноваться

несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою»

Сказкотерапевтические

постановки

допускают

«мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой

деятельности.

Ценность

результате,

продукте

творчества, а в самом процессе. Сказки открывают ребёнку удивительный

психотерапевтического

воспитательного

воздействия

очевидна.

сказочным

1 из 27

Презентация - Сказкотерапия как одна из технологий здоровьесбережения в ДОУ

Текст этой презентации

Сказкотерапия как одна из технологий здоровьесбережения в ДОУ
Подготовила: воспитатель Тихомирова Татьяна Олеговна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №62 общеразвивающего вида"(МАДОУ "Детский сад № 62")

Здоровьесберегающие педагогические технологии Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика). Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», точечный массаж). Технологии коррекционные (сказкотерапия, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия).

Актуальность Сказкотерапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Дети, находясь в сказке, взаимодействуют со многими сказочными героями и, как в жизни, ищут пути решения проблем, которые встают перед ними.

Задачи сказкотерапии Развитие внимания. Развитие памяти. Развитие аналитических способностей. Развитие фантазии и творческого воображения. Снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. Совершенствование коммуникативных навыков.

Виды сказок Художественные, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Дидактические, через сюжетность и образность помогают малышу лучше усвоить информацию. Психокоррекционные, создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Психотерапевтические, лечат душу, раскрывают глубокий смысл событий. Медитативные, создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Методы сказкотерапии: Чтение, рассказывание сказки. Показ игрушек, иллюстраций, картинок. Дидактические игры. Подвижные игры. Рисование сказки. Лепка по сказке. Изготовление кукол, масок, атрибутов, декораций. Сказкотерапевтическая диагностика. Решение сказочных задач. Сочинение сказки. Пересказ сказок; рассказ сказки по кругу. Постановка сказки.

Сказки, которые невелики по объему, рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементов инсценирования, движения пальцами, руками.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”,
“Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Игры-головоломки «Колумбово яйцо»
«Танграм»

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как «У медведя во бору», «Пузырь», «Кот и мыши», «Волк во рву», «Волк и зайцы», «Два Мороза», «Гуси-лебеди», «Буратино и Пьеро».

Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Рисование, лепка выступают как способы постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Техники используемые на данном этапе: каракули, монотипия, рисование пальцами, тиснение, кляксография, набрызг, рисование сухими листьями,
сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги, лепка из пластилина и соленого теста.

Изготовление кукол из бросового материала

Создание кукол, масок, атрибутов и декораций раскрывают творческий потенциал, личностные возможности, улучшают настроение, повышают жизненный тонус, вдохновляют и приводят к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

При создании кукол, масок, атрибутов дети пользуются разными техниками, например, оригами; создание фигурок напоминает фокус, который вызывает у малыша заинтересованность и радость.

Особое удовольствие детям доставляет создание коллективных работ – общих картин, композиций, афиш, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них. Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.
Сказкотерапевтическая диагностика

Вначале целесообразнее решать сказочные задачи, что позволяет перейти к грамотному продумыванию своих собственных сказок. В любой сказке неизбежно возникают противоречия между персонажами, которые необходимо разрешать. Выход из создавшихся затруднительных положений зачастую зависит от выявления и использования различных ресурсов. Главное при решении сказочной задачи – не изменить или минимально изменить сюжет сказки. Основным критерием создания сказочной задачи является нахождение противоречия между персонажами сказки.

Сочиняя собственную сказку ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее ре­шения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Сочинительство благоприятно отражается на эмоциональном состоянии детей – они становятся уравновешеннее, приобретают способность видеть хорошее в любой ситуации. Для этого мы часто используем карты Проппа.

Драматизация или инсценировка написанной сказки. Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
Пальчиковый театр
Куклы-бибабо

Фигурки из бумаги (оригами, бумагопластика, объемные бумажные фигурки). Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей (фигурки из бумаги) и через построение сюжета.

Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление, ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству.
Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче,
добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

МБДОУ №18 «Светлячок»

Воспитатель компенсирующей группы

Рязанова Валентина Васильевна

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский

Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный, аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. По-моему, один из путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказки. Сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В формировании и развитии личности дошкольника я стала использовать метод Сказкотерапии.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Я поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

Разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

Применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

Изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать воображение, мышление;

Воспитывать чувство доброты;

Укрепление психического здоровья ребёнка

В своей работе с детьми я использую методы предложенные психологами и педагогами В. А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным, Л. И. Журовай, Т. Д. Зенкевич-Евстигнеевой, Л. Б. Фесюковой.

Классификация сказок:

1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.

В работе со сказкой я использую следующие формы организации:

Игровые занятия;

Комплексные занятия;

Интегрированные занятия;

Тематические недели.

В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.

Методы и приемы работы со сказкой:

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

Элементы театрализации.

Творческие задания.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Занятия по сказкам провожу один раз в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого предлагаются три техники расслабления:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;

в) расслабление - медитация.

При работе со сказкой разработала алгоритм:

1. чтение сказки;

2. упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;

3. понтомимические этюды;

4. упражнения на активизацию лексики;

5. упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);

6. игры и игры-драматизации.

В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, АРТ-терапия (рисунок, театр, которые способствуют развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школ.

Так, например в игре «Сказочники» использую различные виды театра, вместе с детьми сочиняем новые сказки, используя игровые упражнения:

«Анализ ситуации и ресурсов» (как заяц сам прогонит лису; как колобок может спрятаться от зверей и т. д.). Помочь главному герою найти решение проблемных ситуаций.

«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не из теста, а из соломы). «Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).

«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка» вместо сыра, таблетки от жадности).

Использую нетрадиционные формы работы «Клубок сказок» Сколько сказок свернулось в клубок?

Творческое рассказывание по картинкам

- «Ты картинку рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи». Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения Ребенок самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.

Творческая работа по мотивам сказки: Ребенку предлагаю ответить на ряд вопросов. О чем эта сказка? Кто из героев больше нравится и почему? Почему герой совершил те или иные поступки и т. д.

Переписывание и дописывание сказок.

Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.

Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. В рамках театральной недели решили подготовить и показать сказку собственного сочинения. При выборе сказки каждый хотел инсценировать свою сказку, но определив количество участвующих героев, остановились на сказке сочиненной Ани Иголкиной с родителями «Сказка о маленьком тигренке и его друзьях», так как в драматизации этой сказки могла участвовать вся группа.

Рисование по мотивам сказки. Дети рисуют рисунок наиболее значимого для него отрывка.

Сочинение сказки. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах, покидает дом, отправляясь в путешествие.

В своих «сочинениях» дети стараются сохранить описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка, помочь понять алгоритм составления текста сказочного содержания.

Так же я разработала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.

В нашей группе организован уголок сказки: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы

Результатом моей работы со сказкой является:

Установление психологического комфорта в коллективе.

Формирование у детей познавательного интереса.

Развитие связной монологической, диалогической речи.

Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

Развитие творческого воображения, мышления.

Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения широкого круга знаний, умений и навыков, но и моральных ценностей и правил.

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка наполнена информацией об истории народа, духовных и моральных ценностях, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Так как сказкотерапии является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезная работа со сказкой. Конец века расставил все по своим местам и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными педагогами и психологами. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написали В. Бехтерева, А. Гнездилов, Т. Сергеева.

Значимость сказкотерапии как педагогической технологии лежит на поверхности. А прямой результат ее влияния на детское сознание - усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе в детской сказки посильные для ребенка. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Принимая участие в сказкотерапевтических сессиях, ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Немаловажным является то, что применение техник не формирует у детей зависимости от внешней помощи. Взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа осуществляется самим ребенком. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни.

Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.

Существуют различные методы работы со сказками. Уместно будет использовать и такой вид работы как рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше всего понравился.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка также выступает одним из действенных методов применения сказки.

Инсценировка эпизодов сказки, кроме психолого-педагогического эффекта, будет способствовать развитию творческих способностей ребенка. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверушек и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть будет зрителем.

Также сказка может использоваться в качестве притчи. В этом случае сказка должна стать моделью поведения. Закрепления эффекта сказки происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему.

Сказкотерапию можно использовать в работе с детьми как на профилактическом, диагностическом, так и на коррекционном этапе.

Следует также остановить внимание на тех функциях , которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов), присущие сказке на современном этапе ее использования:

  • диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок;
  • терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т.д.;
  • воспитательная функция. Сказка - непревзойденный инструмент воспитательного воздействия именно потому, что лишена директивности. Она позволяет в мягкой форме объяснять ребенку как следует поступать, а что может принести вред.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

  • художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
  • дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
  • психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);
  • психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Процесс создания новых сказок продолжается и сегодня. Особенностью этого процесса является некоторое расширение функциональной нагрузки сказки, которая все чаще создается и направляется на применение в конкретном случае. Воспитатели для успешности педагогической деятельности могут применять собственные сказки, но при их составлении также необходимо соблюдать определенные рекомендации:

  1. Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.
  3. Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что сказкотерапия пригодна только для работы с детьми, но это не так. На современном этапе метод сказкотерапии успешно применяется в работе с тяжелыми онкологическими больными (опыт А. Гнездилова), подростками с трудностями в воспитании, взрослыми людьми, которые по той или иной причине оказались в кризисном жизненном положении (опыт Д. Соколова). Это направление сказкотерапии на сегодня еще недостаточно разработанно и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Перспективным является развитие сказкотерапии в направлении применения ее в работе со взрослыми, а также воспитание новых специалистов в этой области.

Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытия внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов.

Сказкотерапия - это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии - это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого), это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.

Использование сказкотерапии в детском саду
«Сказка лечит, сказка греет, Сказка учит жить…»
Пастухова И.В. педагог-психолог МБДОУ д/с «Мастерок» г.Абакан
Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения. Сказка в определенный степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. 1 Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2 Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3 Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности.
Различают следующие виды сказок:
-дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
-художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
-диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
-профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;
-медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми
Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
-развить познавательные способности;
-сформировать причинно-следственные связи;
-усвоить социальные нормы, принятые в обществе;
-развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.
При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.
Сказкотерапия детских страхов
Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.
Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно.
Схема терапевтической сказки
подбор героя (похожего на ребенка);
описание жизни героя;
помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой
нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Советы по организации детской сказкотерапии
простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т.д.;
не стоит растолковывать мораль сказки;
больше юмора;
содержание сказки должно быть понятно ребенку.
Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

Список используемой литературы
1. Бережная Н.Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2007.
2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. – Ростов н/Д., 2006.
3. Голанов А.С. Я иду в детский сад. – М., 2002.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб., 2006.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб., 2006.