Мурыгина Ирина Васильевна
Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Мурыгина И. В., воспитатель
«Охранять природу - значит охранять Родину» .
М. М. Пришвин
От уровня экологической культуры зависит будущее молодого поколения. Понимая важность данной проблемы, мы определили приоритетное направление нашей работы – экологическое воспитание дошкольников .
Основной задачей экологического воспитания является создание у детей, прежде всего, установки на здоровый образ жизни , привитие им элементов экологической культуры , формирование экологического сознания .
Ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни , то есть у него формируются первоосновы экологического мышления , закладываются начальные элементы экологической культуры . Но происходит это только при одном условии : если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия . Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста .
Сформированность экологической культуры выражается в наличии у детей устойчивых знаний о существующих взаимосвязях в природе; в бережном отношении к природе, правильном понимании понятия «здоровый образ жизни » , эмоциональной отзывчивости к живой природе, положительных ощущениях от восприятия и любования природой; в умении познавать особенности окружающего мира.
Разумное отношение к окружающей нас среде, к природе, которое прочнее всего формируется в дошкольном возрасте , должно стать критерием оценки нравственных качеств человека. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для создания прочного фундамента экологического воспитания человека . Маленький ребенок верит всему, о чем ему рассказывает взрослый и смотрит на мир с открытой душой и сердцем. Поэтому то, как он будет относиться к этому миру, зависит, прежде всего, от нас - взрослых. Перед нами стоит сложная задача - показать, рассказать об уникальности и красоте окружающей нас природы так, чтобы детям захотелось ценить и беречь ее.
Работу по формированию экологической культуры и здорового образа жизни необходимо осуществлять ежедневно, последовательно и кропотливо. В данном процессе развития старший дошкольный возраст является серьезным этапом.
У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой осуществляются на бессознательной основе. Они ощущают себя естественной частью природы, не выделяют себя из объектов и субъектов. Дети опытным путем усваивают свойства объектов и явлений природы (полив из лейки цветов на клумбе, результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок – вода, связи, возникающие между предметами и явлениями (песок сухой не лепится, а мокрый лепится) . Мыслительная деятельность воспитанников развивается активнее, их ответы становятся развернутыми. У детей появляется познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО ; появляются вопросы : зачем, почему, откуда, где?
Дети получают большой объем знаний о растениях и животных родного края. Расширяются представления о домашних животных, их значении в жизни человека . Воспитанники получают необходимые знания о том, как заботится о них в разное время года.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста . Воспитанников необходимо включать в посильную для их возраста практическую деятельность. Для этого надо создать необходимые условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Поддержание положительного эмоционального настроя у воспитанников будет способствовать дальнейшему правильному отношению к себе, как части природы; пониманию ценности жизни и здорового образа жизни и их зависимости от состояния окружающей среды.
Для реализации данного направления работы мы используем следующие формы работы с детьми :
Целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;
Игры экологического содержания :
дидактические игры («Чудесный мешочек» , «Найди и назови» , «Угадай по описанию» , «Что изменилось?» );
предметные игры («С какого дерева листок?» , «Чей домик?» , «Найди такой же» );
словесные игры («Когда это бывает?» , «Можно - нельзя» );
подвижные игры экологического характера («Коршун и цыплята» , «Мышки и кот» , «Солнышко и дождик» );
игры - путешествия «Путешествие в заколдованный лес» , «В гости к Лешику» );
строительные игры с природным материалом;
игровые ситуации, отражающие различные события в природе или различную деятельность взрослых.
Словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией , впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
Чтение литературы природоведческого содержания; просмотр картин, презентаций природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;
Проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом - практическая познавательная деятельность сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
- экологические праздники ;
- оформление гербариев из лекарственных трав;
Изготовление поделок из природного и бросового материала; создание творческих композиций на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
Интегрированные занятия.
Таким образом , в процессе решения задач по экологическому воспитанию можно вырастить экологически грамотного человека , способного любить, ценить, беречь природу и вести здоровый образ жизни .
Литература :
1. Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. // Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников - СПб .: детство-пресс, 2003
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду . - М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства . – М.: «Мозаика-Синтез» , 2002
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду . М.: Карапуз, 2000.
5. Токарева Г. В. Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания // Вопросы дошкольной педагогики . - 2015. - №3.
Публикации по теме:
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период - один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗДЕЛЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Формирование здорового образа жизни и экологической культуры
Экологическое воспитание
Экологическая культура; экологические взгляды, убеждения, опыт практического взаимодействия с природой в процессе жизни и профессиональной деятельности.
Экологическая культура и безопасное поведение.
Эстетическое воспитание готовности жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе. Психологические приемы самозащиты. Безопасное применение техники в быту, при организации досуга, в учебной деятельности.
Цели воспитания:
- формирование потребности бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
- формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций: учет характера грозящей опасности, взаимосвязь с другими участниками событий;
- формирование умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;
- формирование интеллектуальной и коммуникативной подготовки учащихся к личной безопасности жизни.
Тематика внеурочной работы |
Формы проведения мероприятий |
1. Здоровье нации: «Кто виноват, и что делать?». 2. Климат и здоровье человека. 3. Экология души. 4. Научно-технический прогресс и техногенно-природные опасности. 5. Земля - это твой дом. 6. Что век грядущий нам готовит? (О здоровье подрастающего поколения в начале XXI века.) 7. Климат и работоспособность человека. 8. Экология экстремальных ситуаций. |
Заседание дискуссионного клуба. Теоретическая конференция. Круглый стол. Теоретическая конференция. Классный час. Встреча с врачом. Встреча с врачом. |
Физическое воспитание:
- социально-биологические и гигиенические основы физической культуры;
- возрастные особенности развития; физиологические и биохимические изменения в организме человека;
- здоровый образ жизни: дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка, самонаблюдение, установка;
- личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду;
- профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний.
Цели воспитания:
- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- расширить знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Тематика внеурочной работы |
Формы проведения мероприятий |
1. Физиологическая и биохимическая природа физических способностей. 2. Наши выпускники - герои спорта. 3. Здоровый образ жизни - залог отличной учебы. 4. Как восстановить силы после умственной или физической работы? 5. Спорт: семья и дети. 6. Вредные привычки и наше здоровье. 7. Внимание - нервы. 8. Красота и здоровье. 9. Здоровье и материнство. 10. Здоровье и отцовство. |
Встреча с врачом-физиологом. Встреча с выпускниками-спортсменами. Встреча с тренером спортивной команды по мини-футболу Встреча с врачом. Беседа с врачом-наркологом. Беседа с врачом-невропатологом. Круглый стол. Круглый стол. |
Основные требования к уровню воспитанности учащегося по физическому воспитанию
Учащемуся необходимо:
- понимать значение физической культуры в жизни;
- иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
- уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях по физическому воспитанию в своей личной (семейной) и профессиональной деятельности.
Воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом
Основные направления воспитания в семье:
- Общесоциальное - нормы и правила поведения в обществе.
- Этическое - воспитание нравственных качеств личности.
- Правовое - права и обязанности родителей и детей, супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу.
- Психологическое - межличностные отношения в семье.
- Физиолого-гигиеническое - знание физиологических особенностей мужского и женского организма, вопросы личной гигиены.
- Педагогическое - воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей в вопросах поощрения и наказания.
- Эстетическое - формирование отношения к семье, ее членам как к самостоятельной эстетической ценности.
- Хозяйственно-экономическое - знания о бюджете семьи, культуре быта, умение вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда и т. д.
Цели воспитания:
- формирование взаимоотношений между членами семьи, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т. д.;
- формирование осознанного отношения подростка к таким понятиям как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самодисциплина, выдержка, чувство ответственности и т. д.;
- воспитание чувства семейного долга, взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования и т. д.
Основные направления
пропаганды здорового образа жизни
Задача: формирование идеала жизни и идеала человека.
- Факторы, влияющие на здоровье. Значение здоровья для успешной профессиональной деятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейного благополучия. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Рефлексия как способ познания себя. Составление программы самовоспитания в рамках ЗОЖ.
- Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро - все то, что является благом для другого.
- Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как к ценности. Книга как символ истины и разума.
- Красота в жизни человека. Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человеческого лица. Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и женская, красота детства, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть красоту и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, в семье, в городе, в селе.
- Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристики реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности. Стратегия жизни человека. Формирование жизненной и профессиональной цели.
Создавая концепцию школы по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя.
Формы работы:
- Тематические классные часы.
- Профилактика факторов, пагубно влияющих на здоровье: токсикомании, курения, пьянства и т. д.
- Пропаганда знаний о рациональном питании и оптимальном двигательном режиме.
Примерные темы классных часов по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся:
Сентябрь. Гигиена умственного труда.
Октябрь. Зависимость здоровья от окружающей среды.
Ноябрь. Режим питания.
Декабрь. Оказание первой помощи при отравлении.
Январь . Предупреждение бытового травматизма.
Февраль. Специфическая гигиена.
Март . Вредные привычки и здоровье человека.
Апрель. Режим дня старшеклассника.
Май. Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству.
Согласно требованиям ФГОС НО программа , безопасного и здорового образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые формируют сохранение и как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Под культурой безопасности жизнедеятельности понимают способ организации жизни и деятельности человека, представленный комплексом , обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон РФ «Об образовании»;
. ФГОС начального общего образования;
. «СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); . Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
. приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
. Концепция УМК «Школа России».
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
. факторы риска, имеющиеся в образовательных учреждениях, ведущие к дальнейшему ухудшению здоровья обучающихся от первого к последнему году обучения;
. чувствительность детей и подростков к воздействиям при одновременной инертности к ним по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
. активно формирующиеся у младшего школьника комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
. особенности отношения младших школьников к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью предвидеть последствия своего отношения к здоровью.
Задачи формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся:
Сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически правильного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
. развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
. развивать представление об основных компонентах культуры здоровья и ЗОЖ;
. формировать установки на систематические занятия физкультурой и спортом, готовность к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе понимания собственных возможностей;
. формировать представление о правильном питании, его режиме, составе, полезных продуктах;
. сформировать представление об оптимальном режиме дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
. развивать навыки позитивного общения;
. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
. сформировать навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки;
. сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах ЗОЖ, стремление воспитать у себя готовность соблюдать эти правила; . сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
. способствовать осознанию обучающимися ценностей экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
. научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, не нарушать экологического равновесия в природе;
. научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
. дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска: сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п., о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
. дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
. обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
Исходя из этих и им подобных задач, которые сегодня являются понятными для общества в целом, разработана программа формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся, целью которой является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование основ экологической культуры через внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий, а также технологий развития экологической компетентности младших школьников.
Задачи программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся
Описать структуру системной работы по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
. рассмотреть систему гигиенических требований к условиям реализации государственных образовательных стандартов второго поколения;
. систематизировать методы и приемы рациональной организации учебного процесса в начальной школе;
. рассмотреть особенности просветительской работы с родителями по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся;
. осмыслить возможности использования приобретенных теоретических знаний применительно к своей предметной области.
Планируемые результаты реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся
Реализация Программы рассчитана на весь период обучения в начальной школе и предполагает получение следующих результатов - у обучающихся:
Сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
. сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью
. сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся;
. сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
. сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
. заложены основы компетентности об основах формирования экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
. сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
. развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
. сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
. сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;
. сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным
Направления реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся
Программа включает в себя следующие направления:
1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры. В школьном здании созданы необходимые условия для сохранения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда всех участников образовательного процесса. В школе работает буфет, позволяющий организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. В школе работают оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает учитель физической культуры.
2. Формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России» . Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию экологической культуры и бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни обучающихся. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты» , представленной в учебниках по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе. В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы.
Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание расширения знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках, и знаменательных датах.
Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении, что важно для формирования экологической культуры. Учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
Мониторинг реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни
Отслеживание промежуточных результатов реализации Программы предполагает использование технологической карты, в которой отражены оцениваемые критерии, имеющийся на конкретный момент результат и суждение эксперта, оценивающего результативность.
В общем виде в карте отражаются описанные ниже критерии.
1. Выполнение общих требований к программной документации:
Целенаправленность: конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность целей, ограниченность их достижения во времени
. Ясность: наличие четкого сценария действий
. Выполнимость с точки зрения предполагаемых затрат (сроки выполнения, степень сложности для исполнителей, ресурсная обеспеченность, достаточность предлагаемых действий для достижения поставленных целей)
. Результативность: нацеленность на результат, гарантированность его достижения
. Выполнение требований к структуре программы
2. Комплексность и соответствие основным целям ФГОС:
Соответствие тематической направленности основных мероприятий программы ключевым положениям и целям ФГОС, основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП)
. Необходимость и степень важности заявленных мероприятий для достижения поставленных целей
. Наличие взаимосвязей между мероприятиями программы, взаимосвязь с другими элементами ООП
. Реализация деятельностного подхода через предлагаемый комплекс мероприятий (субъектность обучающихся; использование различных форм, методов включения обучающихся в разнообразную деятельность)
3. Эффективность обозначенных в программе организационно-педагогических средств достижения поставленных целей
Формирование экологической культуры представлений об основах на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды
. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни обучающихся и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения
. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе
. Формирование установок на использование здорового питания
. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом
. Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня
. Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания)
. Становление умений противостоять вовлечению в курение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ
. Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены
. Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здороьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей
. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях
В Приложении к статье представлена примерная форма технологической карты для оценки отслеживаемых критериев. В целом последовательная реализация программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся должна принести свои результаты. К окончанию начальной школы согласно ФГОС НО у младшего школьника должны быть сформированы умения, навыки безопасного поведения, отношение к своему здоровью как к самоценности, понимание и стремление к организации собственной физической активности. Программа позволяет это реализовать.
План 1. Понятия « экология », « экологическое образование » и « экологическое воспитание ». 2. Задачи и содержание экологического воспитания школьников. 3. Валеология как наука о здоровом образе жизни и оздоровлении организма человека 4. Санитарно - гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении 5. Нравственно - психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе 6. Формы и методы валеологического воспитания школьников.
O Экологическое мышление проявляется в умении осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, разумно взаимодействовать с ней. O Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний.
Задачи экологического воспитания O формирование у учащихся интереса к изучению законов природы; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека; O развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих; O формирование у учащихся нравственно - эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства; O стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний.
Систематические O деятельность экологических клубов (« Родная природа », « Наш край », « Зеленый дом » и т. д.); O разработка экологической тропы; O деятельность туристско - краеведческих кружков и секций; O работа отрядов « Зеленый патруль », осуществляющих санитарную охрану окружающей среды.
Периодические O беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику (« Природа и фантазия », « Читаем Красную книгу », « Зеленая аптека », « Необыкновенные звери », « Человек и природа », « Экологическая газета » и др.); O трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению территории и жилого района; O дискуссии и диспуты (« Будущее планеты в наших руках », « Человек и природа: трагедия или гармония » и др.); O литературно - музыкальные композиции и тематические вечера (« Мир природы – мир красоты », « Тема природы в произведениях художников и поэтов » и др.); O встречи и беседы со специалистами (экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т. д.); O экскурсии на природу с выполнением различных; O читательские конференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы.
Принципы экологического воспитания O междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; O систематичность и непрерывность изучения экологического материала; O единство интеллектуального и эмоционально - волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; O взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.
Причины, приведшие к нарушению здоровья детей O ухудшение экологического состояния окружающей среды; O завышенные учебные нагрузки школьников, вызывающие повышенную нервозность и быструю утомляемость; O малоподвижный образ жизни и несоответствие физических нагрузок в школе и дома; O нерегулярность и несбалансированность питания детей; O неблагоприятный психологический климат и периодически возникающие стрессы в ходе учебно - воспитательного процесса и др.
Санитарно-гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении O Необходимо планирование учебного процесса в течение каждого дня, каждой недели и учебной четверти с учетом биоритмов развивающейся личности; O Необходимо создавать оптимальные условия по оборудованию школьных помещений, где осуществляется жизнедеятельность учащихся; O Соблюдение гигиенических норм.
Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе O создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях учителя с учащимися и учащихся между собой, ориентация педагога на поддержку, одобрение, поощрение и стимулирование школьников; O рациональное построение учебного процесса с учетом биоритмов развивающейся личности; O создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей; O организация компенсирующего обучения для нуждающихся учеников в виде консультаций, взаимопомощи и т. д.; O устранение шаблонности и однообразия в обучении, активизация познавательной деятельности учащихся на основе выполнения творческих работ и самостоятельного поиска решения дидактических задач.
Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека, содержание и технологии формирования экологической культуры. Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностного развития. Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни
Экологическая культура учащихся. Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во вне учебной деятельности. В педагогической науке (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.
Проблема здоровья подростков сегодня, как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответственного воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие Подготовка подростков к жизни и труду - одна из главных целей физического воспитания. Подросток, который ведет здоровый образ жизни и сам получает огромное моральное удовлетворение.
Вступая в контакт с подростком, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими и товарищами. Чем больше нравственный опыт подростка, тем строже нужно относиться к нему. Нравственная деятельность преподавателя при этом направлена на просвещение подростков, организацию их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков. Первые помогают педагогу решать нравственные задачи воспитания подростков. К ним относятся все виды труда, учеба, общественная работа, а также игра, чтение книг, посещение кино и театров, художественная самодеятельность и техническое творчество, физическая культура и спорт.
Наиболее ценное средство воспитания подростков - подвижная игра, где не такие жесткие правила, как в спортивных играх, и в которой можно участвовать, не имея предварительной подготовки. Она помогает формировать личность и характер молодого человека.
Чтение, коллекционирование, занятия спортом, просмотры кинофильмов и спектаклей и т.п. формируют духовный мир подростка. Эта сторона нравственного воспитания ни в коем случае не должна быть пущена на самотек и проходить стихийно. на учащихся.
Организация нравственного опыта путем планомерного и регулярного выполнения определенных действии, совершения тех или иных поступков, позволяющая закалять волю, формировать положительные привычки и навыки, является эффективным способом воспитания и приобщения подростка к здоровому образу жизни.