Розалини - Женский портал

Что нужно чтобы отдать ребенка в сад. Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все “за и против” – мнение психологов

Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..

Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.

К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.

Как избежать болезней малыша

Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?

Детский сад

Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.

Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.

Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.

Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.

Как приучить ребенка ходить в детский сад

Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.

Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.

Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.

Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!

Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.

Как подготовить ребенка к посещению сада

А если малыш будет часто болеть?

Детский сад

Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.

Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.

Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.

Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.

Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.

В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.

«Мама-а-а, не уходи!!!»

Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?

Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.

Готовимся к походу в садик

Детский сад

Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).

Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.

В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.

Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.

Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.

Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.

В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.

Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.

Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок

Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.

Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.

Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.

Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.

Вера АНОХИНА, педиатр

Сначала давайте вместе пораз­мышляем над вопросом: чего мы сами ждем от детского сада? Каждый неравнодушный родитель понимает, что успешное по­сещение дошкольного учре­ждения состоит не только в том, что ребенок ходит туда без слез и не болеет, а еще и в том, что в этом учрежде­нии созданы благоприятные условия для развития детей, подходящие вашему ребенку и соответствующие вашим родительским возможностям. И конечно, крохе в саду должно быть комфортно, ве­село и интересно.

Плюсы садика

Что же хорошего в посеще­нии детсада?

1. У малыша появляется воз­можность регулярно и долго общаться со сверстниками. Дело в том, что начиная с 3 лет (а уж с 4 - совершен­но точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. Сверстники становятся необ­ходимы хотя бы для того, что­бы устраивать с ними совмест­ные сюжетно-ролевые игры.

2. В саду кроха получает опыт общения с воспитателями, ко­торый позже поможет ему из­бежать проблем с учителями в школе. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, с разными характе­рами и требованиями.

3. Взрослые в детском саду меньше потакают ребенку, и он быстрее знакомится с правилами поведения и дис­циплиной. Обучающим для малыша является и поведение других ребятишек.

Дети с радостью откликаются на доброту одногруппников

Подобный опыт формирует такое важнейшее для жиз­ни качество, как децентрация - умение посмотреть на себя со стороны, а позже и посмотреть на мир глаза­ми другого человека. Ины­ми словами, малыш понимает, что он вовсе не пуп земли.

Многие родители могут на это возразить, что дети приносят из детского сада также грубые слова и глупые игры. Но тут уж нужна ваша помощь: малыш не может без взрослого разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Польза от пребывания в дет­ском саду зависит и от состава группы, и от личных качеств воспитателей, и от участия в садовской жизни ребенка его родителей.

Относительным преиму­ществом сада является воз­можность интеллектуально­го развития детей. Почему относительным? Потому что одного садовского образова­ния для полноценного раз­вития способностей малышу недостаточно. В садике кроха имеет возможность несколько раз в неделю участвовать в за­нятиях по рисованию, лепке, музыке, физкультуре. Возмож­но, там даже есть театр. Все остальное время детям предо­ставляется возможность спон­танной игры, в которой вос­питатели никак не участвуют. Но ни в какой другой деятель­ности ребенок не обучается так быстро, как в игровой.

Музыка, рисование, лепка принесут больше пользы, если карапузы познакомятся с ними в игре. Одно дело - просто слепить из пластилина домик, и совсем другое - по­строить дом, в котором живут и действуют сказочные герои.

Когда отдавать ребенка в детский сад

Идеальный возраст

Большинство дошкольных уч­реждений готовы принять де­тей начиная с 1,5 лет. Это тот возраст, когда многие мамы устают от грудного вскар­мливания, неорганизованной активности малыша, его не­умения выполнять правила и вечного желания играть. Нередко родители теряются перед новыми задачами - приучением к горшку, само­стоятельному засыпанию, уборке игрушек. Если такого рода проблемы существуют, то отправить ребенка в ясли кажется просто волшебным выходом: „Там его быстро к чему надо приучат».

Полуторагодова­лый малыш еще слишком зависим от мамы, и рас­статься с ней на­долго ему тяжело

Если у крохи нет возможно­сти ежедневного интересного для него общения с другими близкими людьми (папой, ба­бушками и дедушками, стар­шими братьями и сестрами), то преодоление зависимости от мамы происходит дольше и труднее. Любые расстава­ния могут быть очень болез­ненными.

Да, ребенок в яслях дей­ствительно легче обучается навыкам самообслуживания и дисциплине. Но какой ценой дается эта легкость, стоит задуматься.

Большинство детей при­обретают психологическую готовность к детскому саду в 3-4 года. К этому возрасту ребенок уже владеет навыка­ми самообслуживания, может понятным для других образом объясняться, не боится оста­ваться без мамы на некоторое время, проявляет интерес к сверстникам, имеет устой­чивый и тренированный имму­нитет и потому реже болеет.

Период адаптации к сади­ку у одних детей проходит быстро и легко, а у других затягивается и даже стано­вится причиной длительного стресса. Как быть?

Чтобы помочь ребенку сгладить этот непростой период, давайте разберемся, ка­ковы причины осложненной адаптации. Они могут быть вну­тренними (завися­щими от ребенка и его семейной си­туации) и внешними (зависящими от усло­вий, в которые попал я малыш).

Что такое „не хочу»?

Если более 2-3 недель у крохи появляются и не проходят сле­дующие симптомы, то можно говорить о том, что стресс привыкания принимает пато­логическую форму и стано­вится вреден для ребенка:

частые простуды;

нестабильная температу­ра тела при отсутствии за­болеваний;

снижение аппетита;

беспокойный сон и плач по ночам;

раздражительное настро­ение, истерики;

усиление или возникнове­ние энуреза, заикания, тиков;

„прилипание» или, наобо­рот, недоверие к родителям;

регрессивное поведение (ведет себя как маленький);

пугливость и страхи;

невротические движения (раскачивание, сосание паль­цев, аутоагрессия и др.);

двигательная буря (ребе­нок после садика носится, кричит, буянит);

отсутствие контактов в группе.

Чем опасна для ребенка затянувшаяся адаптация к новым условиям? По­следствия зависят от при­чин, а также от того, как относятся к ситуации ро­дители. Например, у часто болеющего крохи снижа­ется иммунитет, появляет­ся имидж „слабенького», возникают психосоматиче­ские предпосылки убегать от жизненных трудностей в болезнь. „Продавлива­ющая» тактика родителей („Ничего, пострадает и пе­рестанет», „Все привыкают, и он привыкнет») может при­вести к потере доверия меж­ду родителями и малышом.

Неудачный первый опыт социализации может распро­страняться впоследствии и на другие области: школу, круж­ки и секции, лагеря.

Готовность номер один

Для начала стоит проанали­зировать ситуацию.

Узнайте мнение родите­лей, дети которых посещают выбранный вами садик (такую информацию можно получить на форумах или при личных встречах в конце рабочего дня в детском саду).

Поговорите с заведую­щей о методах и программах развития детей, о заболева­емости в саду, расскажите о характере своего ребенка и попросите рекомендации по выбору группы.

Узнайте у психолога об особенностях группы.

♦ Расспросите воспитателей о детях в группе, спросите их, как лучше подготовить ребен­ка к саду.

Подготовка малыша долж­на начинаться не позже чем за месяц до поступления в детский сад (ясли).

Для того чтобы сориенти­ровать кроху, что и как будет происходить в новом коллек­тиве, пока не придумано ни­чего лучше, чем играть дома в детский сад.

Проигрывайте как положительные (праздник, про­гулка), так и про­блемные ситуации

Чтобы снять лишние поводы для стресса, полезно научить ребенка навыкам самооб­служивания и соблюдению простых правил того учре­ждения, в которое он идет: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова воспитателям, убирать за со­бой игрушки.

Если родители до посту­пления в садик могут создать условия для общения малыша со сверстниками, ему будет легче налаживать отношения с детьми, а значит, адаптация пройдет успешнее. Для этого можно водить маленького не­поседу в группы раннего раз­вития, в спортивные секции, в гости к родным и знакомым, у которых есть дети.

Ребенку любого возра­ста важно, чтобы родители объясняли ему мотивы своих поступков. Крохе непонят­но, что такое „мама пошла на работу», поэтому важ­но рассказывать ему о сво­ей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Рассказ о том, как вы вместе прове­дете вечер и выходные дни, может утешить кроху по до­роге в детский садик больше, чем внушение ему установок типа „Все туда ходят, и никто не плачет».

Полезно познакомить ре­бенка с садиком заранее: с согласия воспитателя мож­но погулять несколько дней вместе с группой, посетить детсадовский праздник.

Хорошее начало

Первые несколько недель пребывания малыша в дет­ском саду будьте более внимательны к его самочув­ствию и настроению. Одни дети не нуждаются в специ­альных условиях для отдыха после сада, а другим просто необходимо предоставлять эту возможность. Для таких крох в первую очередь надо уменьшить нагрузку на не­рвную систему. Не включай­те при ребенке громкую му­зыку, не читайте страшные сказки, не водите на шумные мероприятия. Лучше даже не оставлять его одного с родственниками, потому что тоскует в садике он именно по маме и папе, а не по ба­бушкам с дедушками.

Чтобы эту тоску сгладить, очень важно полноценное вечернее общение с родите­лями. Поговорите с малы­шом по душам, поиграйте, погуляйте вместе, почитайте книгу, полежите рядом.

Если вечером кроха не про­являет признаков обиды на маму, то такой вариант может быть хорошим выхо­дом для многих семей.

Протесты против детско­го сада могут появиться уже на второй-третий день, поэ­тому хорошо, когда малыш имеет возможность гибкого графика посещения садика: „Давай сегодня ты пойдешь в сад, а завтра у тебя точно будет выходной». Маме уда­ется мягко помочь ребенку в адаптации, не подавляя его волю и учитывая его желания. Крики, слезы, замкнутость или боязнь воспитателей, одногруппников не должны становиться для родителей поводом для насмешек и но­таций: это не вина ребенка - это его беда.

Кроха плачет, когда его при­водят в сад. и не хочет вас отпускать? Не стоит впадать в крайности: рыдать вместе с малышом или строго от­правлять его в группу. Луч­ше поговорите с ним о тех со­бытиях, которые произойдут в течение дня, о предстоящей встрече и планах на вечер.

Состояние родителей, их настрой сильно влияют на ма­лыша, поэтому важно самим не бояться, не испытывать чувства вины, не считать ребенка слабеньким и беспо­мощным. При расставании ма­лышу важно знать, куда ухо­дит мама, когда она придет, быть уверенным, что с мамой ничего не случится.

И еще. Не ко всем условиям стоит привыкать (например, грубые воспитатели, про­блемные дети в группе). Иног­да их лучше просто поменять. А с остальными трудностями ваш кроха справится! Пре­одолевая кризисы, малыш взрослеет, становится силь­нее, устойчивее, независимее и самостоятельнее.

Внутренние и внешние причины сложного привыкания к саду

Внутренние

Частые и длительные разлуки с мамой, тяжелый опыт госпитализации.

Индивидуальные особенности здоровья (осложненный анамнез): повышенная нервная возбудимость, гиперактивность, отставание

в развитии, слабый иммунитет.

Неготовность к разлуке с матерью (симбиотическая зависимость).

Неконструктивные особенности стиля материнско-детских отношений: гиперопека, гипоопека, гиперконтроль.

Внутрисемейные конфликты .

Неумение подстраиваться под других людей, излишние жадность, обидчивость.

Неподготовленность к новому образу жизни. Например, несовпадение семейного режима и садовского, неумение малыша поль­зоваться навыками самообслуживания, отсут­ствие привычки выполнять просьбы взрослых, энурез и другие индивидуальные проблемы.

Объективные, внешние

Неправильное поведение воспитателей (окрики, наказания).

Сложные дети в группе. Иногда достаточ­но пары агрессивных грубиянов, чтобы вся группа находилась в состоянии стресса.

Несоответствие уровня развития ребен­ка среднему уровню детей в группе. Плохо может сказаться как отставание (с крохой никто не хочет играть), так и опережение („умнику» скучно).

Не соответствующие нормам и потреб­ностям развития педагогические методики. Например, увлечение воспитателей урочной формой занятий может вызвать скуку или даже активный протесту некоторых детей.

Бедность игрового материала, отсутствие увлекательных занятий, возможности побегать, поиграть в активные, подвижные игры в группе или на детской площадке во время прогулки

В какой детский сад отдать ребенка? 16 признаков отличного детского сада

В какой детский сад отдать ребенка? Этот вопрос становится актуальным для всех мам, выходящих на работу после декретного отпуска. И конечно, очень важно выбрать тот детский сад, где вашему ребенку будет комфортно, где он будет гармонично развиваться и где проведет 3-4 ближайших года жизни.

Появление ребенка в семье полностью меняет жизнь родителей. Теперь все внимание приковано к малышу, такому беззащитному и беспомощному. Мамы с волнением прислушиваются, как младенец дышит? Переживают, достаточно ли кроха кушает? А вдруг его что-то беспокоит, но он не может об этом рассказать? И вот уже позади первые месяцы, дочурка или сыночек с удовольствием грызет яблоко, исследует пространство квартиры или загородного дома и выговаривает первые смешные словечки. Кажется, можно вздохнуть с облегчением, но тут возникает новая проблема: выход из декретного отпуска подразумевает передачу драгоценного чада на попечение других людей.

Неработающие бабушки, готовые взять на себя заботы о внуках, есть далеко не у всех. Квалифицированные няни, которым можно без опаски доверить ребенка, не только обходятся дорого, но и найти такую доверенную няню – это целая проблема. Поэтому большинство российских семей пользуются услугами дошкольных учреждений. Медики и психологи называют оптимальным возрастом для перехода в новые условия период от 2,5 до 3,5 лет. В это время быстрей происходит адаптация, потому что любознательные крохи нуждаются в свежих впечатлениях, общении со сверстниками. Но заботливых мам несказанно страшит предстоящее расставание с малышом, а в голове крутится масса тревожных мыслей:

  • Как мое солнышко вольется в коллектив?
  • Сможет ли самостоятельно питаться?
  • Не станет ли скучать и плакать?
  • А вдруг доченьку или сыночка обидят агрессивные ребята или злые воспитатели?
  • Что делать с постоянной угрозой заражения простудными и инфекционными заболеваниями?
  • Как предотвратить травмы, получаемые из-за недостаточного присмотра?
  • В какой детский сад можно отдать ребенка без опаски?
На форумах и придомовых детских площадках можно услышать как об уютных садах с доброжелательным отношением к воспитанникам, так и о заведениях с жуткой антисанитарией и равнодушным персоналом. Это только усиливает переживания, а трагические случаи, о которых сообщают новостные программы, и вовсе вызывают страх. К сожалению, подобные ситуации случаются, когда родители недостаточно серьезно относятся к выбору учреждения: отдают ребенка в сад, который удобен взрослым из-за расположения, не обращая внимания на другие факторы:
  • отправляют в любое заведение, где имеются свободные места;
  • не интересуются качеством услуг;
  • слишком полагаются на чужое мнение, не вникая в подробности.
Чтобы спокойно отправиться на работу, нужно подобрать место, куда малыши идут с удовольствием, а возвращаются веселыми, довольными и здоровыми. Каждый родитель мечтает найти самый лучший детский сад, где любимое чадо проведет ближайшие несколько лет. Поэтому о выборе дошкольного учреждения необходимо позаботиться заранее, тщательно рассмотрев все недостатки и достоинства.

ВИДЫ ДЕТСКИХ САДОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Система дошкольного образования в России позволяет родителям выбрать учреждение, подходящее индивидуальным требованиям. Организации классифицируются по принадлежности и направлению деятельности.

Форма собственности:

  • Муниципальные учреждения находятся в подчинении управления образования, обязаны соответствовать утвержденным стандартам, определяющим число детей в группах, требования к питанию и режиму. При скромном государственном финансировании сложно рассчитывать на разнообразную пищу, избыток игрушек и материалов для занятий. Но при активной позиции директора этот вопрос успешно решается за счет спонсорской или шефской помощи.
  • Ведомственные сады предназначены для работников определенного предприятия. Они менее заполнены, имеют хорошую материальную базу и профессиональный педагогический состав.
  • Частные заведения предлагают разнообразные образовательные и оздоровительные программы, индивидуальный подход, возможность инспектировать кухню, получать отчет о финансовой деятельности.
  • Предприятия семейного типа размещаются в частных домах, квартирах или съемных помещениях. Существуют дорогостоящие группы, куда приглашаются квалифицированные повара и преподаватели, и бюджетные варианты. Многие считают, что няня, у которой под присмотром 3 – 5 малышей, надежней, чем самый лучший воспитатель детского сада.
Специализация:

Дошкольные учреждения обязаны обеспечивать не только уход и присмотр, но и реализовать оздоровительные, воспитательные, образовательные программы. В зависимости от уровня и особенностей деятельности, сады делятся на категории:

  • общеразвивающие;
  • оздоровительные;
  • компенсирующие;
  • комбинированные;
  • центры раннего развития.
В какой детский сад отдать ребенка, родители решают исходя из особенностей развития, состояния здоровья, увлечений ребенка и собственных материальных возможностей. Подобрав тип учреждения, стоит познакомиться с каждым из возможных вариантов поближе, собрав максимум информации.

ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ОПРЕДЕЛИТЬ ЛУЧШИЙ ДЕТСКИЙ САД?

Переход из заботливых маминых рук под опеку воспитателей, адаптация в коллективе – это серьезные испытания для крохи. А для родителей выбор учреждения – важное мероприятие, от успеха которого зависят здоровье, развитие, эмоциональное состояние ребенка. Поэтому нужно засучить рукава, взять в руки блокнот и настроиться на то, что придется на время освоить профессии следователя, журналиста, разведчика.

1. Оптимальное местонахождение

Очень удобно, когда сад расположен за углом от дома, но он может не подходить по другим показателям. Не всегда график работы взрослых совпадает со временем открытия и закрытия детского учреждения. Многие родители чувствуют себя спокойней, если сын или дочка находятся недалеко от места службы, это позволяет быстро отреагировать при возникновении экстренной ситуации. Для здоровья ребенка важно, чтобы большую часть дня он пребывал в районе с благоприятной экологией, отсутствием загруженных трасс, шумных и вредных производств.

Определив список мест, которые устраивают по расположению, направлению деятельности и ценовому диапазону, отправляемся осматривать заведения сквозь экран монитора.

2. Наличие информативного действующего сайта

Выбирая лучший сайт детского сада, стоит обратить внимание на публикацию устава организации, лицензии, сведений о государственной регистрации, отчетов о проводимых проверках. Кроме обязательной документации, ресурс должен содержать сервис для общения педагогов и родителей, полезные статьи, фото творческих работ и поделок. Видео ролики о мероприятиях позволяют судить, насколько активно персонал занимается раскрытием творческого потенциала воспитанников.

Даже если все пункты полностью устраивают, лучше расспросить мнение тех, кто знает о реальном положении дел, пообщавшись на городских форумах. Собрав виртуальную информацию, идем на экскурсию, чтобы оценить достоверность красивых картинок и правдивость отзывов.

3. Обустроенность территории

Участки при детских учреждениях огораживаются заборами, не имеющими острых деталей и больших проемов. Обязательно оснащение зданий кнопками тревожной сигнализации, приветствуется установка видеонаблюдения и приглашение квалифицированной охраны. Каждая группа обеспечивается уличной площадкой из расчета от 7 до 9 м2 на одного ребенка. Оборудование для подвижных игр должно соответствовать возрастным и санитарным нормам, находиться в исправном состоянии. Ухоженные территории отличаются обилием зелени, свежеокрашенными лавочками и качелями, чистыми дорожками и песочницами.

4. Экстерьер и интерьер здания

Едва завидев потрескавшуюся штукатурку и худую крышу, стоит тут же вычеркивать учреждение из своего списка. Это не только свидетельствует о плохом финансировании или неправильном распределении средств, но и об отношении к безопасности воспитанников. Современные окна, просторные комнаты, удобные лестницы с дополнительными поручнями, свежий ремонт – обязательные признаки хорошего сада.

5. Новая мебель, качественные игрушки и дидактический материал

Учреждение, в котором заботятся о здоровье и комфорте малышей, оборудовано современной сантехникой, безопасными шкафчиками, удобными кроватками, подходящими по возрасту и росту столами и стульчиками. Разнообразие конструкторов, кубиков, головоломок, книг и реквизита для ролевых игр говорит о том, что каждый ребенок сможет найти занятие по вкусу.

6. Комфортный микроклимат в помещениях

Качество воздуха в образовательных учреждениях должно соответствовать СанПиН, в которых указаны уровень влажности, температура для спальных и игровых комнат, физкультурных залов. Учитывая холодные зимы и жаркие летние месяцы, комфортное пребывание невозможно без современных систем вентиляции и кондиционирования.

7. Заполняемость групп

Большое скопление детишек – это риск конфликтов, травм, быстрого распространения вирусных и инфекционных заболеваний. Максимальное количество человек в группе до трех лет не должно превышать 15 человек. Но в случаях, когда ребят слишком мало, им становится скучно и неинтересно.

8. Вкусное и сбалансированное питание

Привыкшая к домашним разносолам детка не сразу адаптируется к общепиту, но в расчете калорийности продуктов, соблюдении режима питания, сбалансированном рационе есть свои плюсы. Хорошая кухня предусматривает приготовление блюд из свежих продуктов, разнообразное меню, наличие диетического стола. Наиглавнейшим фактором всегда остается неукоснительное выполнение санитарно-гигиенических норм.

9. Положительные оценки родителей

Посетив детский сад, лучшие отзывы можно услышать от мам, бабушек и пап, которые не первый день пользуются его услугами. В непринужденной беседе несложно выяснить то, что скрывается за привлекательным фасадом, уточнить тонкости и нюансы, касающиеся питания, отношения к малышам, гигиены, безопасности.

10. Начальство – всему голова

Управление ДОУ – это ответственность за коллектив и многочисленных воспитанников. Ни один корабль не поплывет в правильном направлении, преодолевая самые сложные препятствия, без надежного капитана. Встреча с руководителем сада позволит определить, что ждет пассажиров – плавание на ветхом суденышке или путешествие на круизном лайнере? Пытливые родители сразу отличат уставшую равнодушную женщину от опытного педагога, преданного профессии, смогут разглядеть харизматичного новатора в молодом специалисте.

11. Профессиональная команда

Недостаток квалифицированных кадров всегда сказывается на работе любого предприятия. Хороший детский сад укомплектован полным штатом сотрудников:

  • методистом;
  • медиком;
  • воспитателями и их помощниками;
  • завхозом и уборщиками;
  • музыкальным руководителем;
  • инструкторами по физкультуре и плаванию;
  • психологом;
  • логопедом;
  • специалистами по театральному мастерству и изобразительному искусству
12. Опрятность и гигиена

Кадровая политика имеет огромное значение и зависит от руководства. Политкорректность и толерантность – замечательные вещи. Но если на территории садика вы встретили сотрудников, которые плохо понимают русский язык, не стесняйтесь выяснить, есть ли у них регистрация, разрешение на работу и санитарная книжка? Неопрятная одежда, грязные волосы или ногти вызывают сомнения и страхи, что ребенок испытает дискомфорт при общении. Про хороший детский сад расскажет не только чистота в помещениях, но и ухоженный внешний вид персонала.

13. Эффективность занятий

Бытует мнение, что лучшие занятия в детском саду, проводятся там, где на выставках стоят красивые поделки. Но слишком ровные линии на рисунках и идеально слепленные букашки из пластилина выглядят настораживающе. Детское творчество не отличается аккуратностью, но отражает индивидуальность. Постоянное обновление экспозиций, использование различных материалов и методик – свидетельство регулярности и эффективности образовательного процесса.

14. Личные качества воспитателя

Нередко опытные мамы советуют закрыть глаза на минимальные недостатки заведения и искать «своего» воспитателя, ведь это человек, с которым обожаемый малыш будет находиться минимум четверть суток. Идеальный педагог – человек, бесконечно преданный профессии, который вникает в проблемы каждого подопечного, проводит увлекательные занятия, умеет быстро и безболезненно решать конфликтные ситуации.

15. Дополнительные занятия

Кружки и секции, работающие на территории учреждения, отличаются низкой стоимостью, проходят в знакомой обстановке, согласованы с режимом дня. Не выходя из здания, дети могут изучать языки, осваивать музыкальные инструменты, заниматься ритмикой и борьбой.

16. Активный родительский комитет

Инициативная группа деятельных родителей способна решить множество задач: от контроля над качеством питания и оказанием медицинской помощи до организации экскурсий, праздников с участием аниматоров, создания сообществ в социальных сетях для неформальных бесед.

ЛУЧШИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ РОССИИ

Чтобы повысить уровень дошкольного воспитания в России постоянно проводятся конференции, на которых выявляются проблемы, обсуждаются пути их решения, отмечаются заслуги учреждений и специалистов. По результатам 2017 г. был составлен рейтинг лучших детских садов. В процессе подведения итогов оценивались степень подготовки кадров, психолого-педагогические условия, набор дополнительных услуг. В мониторинге принимали участие 8 970 организаций, самые высокие показатели зафиксированы, увы не в Москве, а в Санкт-Петербурге, на Ставрополье и в Красноярском крае.

На конкурсной основе был определен лучший детский сад года. Победителем назван д/с «Радуга» из поселка Пролетарский Московской области. Это место малыши называют вторым домом, потому что в нем тепло, уютно, интересно и весело. На второй ступеньке пьедестала оказался садик № 267 из Ворошиловского района Ростова-на Дону. Воспитанники учреждения регулярно принимают участие в городских мероприятиях, выставках и олимпиадах. Бронзу завоевало Волгоградское МДОУ № 17, педагоги которого не раз получали награды за победы во Всероссийских конкурсах.

Поздравляем, если ваш ребенок посещает один из этих детских садов! Но звания, призы и премии раздают высокие комиссии со стороны. О реальной ситуации знают только родители. Они ежедневно общаются с персоналом, видят, с каким настроением сын или дочь отправляется в коллектив, оценивают эффективность образовательного процесса и усилия, направленные на оздоровление.

А что, возвращаясь домой, рассказывает ваш ребенок?
Вы полностью довольны набором услуг, питанием и материальной базой?
Считаете ли, что нужно непременно выбирать самый лучший детский сад?
Где малыши чувствуют себя комфортней: в многоликой веселой группе ДОУ или в уютной
маленькой компании под опекой частного воспитателя?
Или все-таки ничего нет лучше персональной няни?
Вы уже решили, в какой детский сад отдать ребенка?

Советуем не медлить и начать решать этот вопрос заранее. В последние годы власть страны открывает новые воспитательные учреждения, одновременно изменился порядок записи детей в них. Умные родители ищут возможные варианты, чтобы чадо могло попасть в детский сад без очереди. В решении данного вопроса поможет информация, предоставленная ниже.

Как определить ребенка в детский сад

Каждый гражданин имеет право определить своего ребенка в детское дошкольное учреждение. Существует определенная система. Чтобы получить направление в садик, необходимо стать в специальную электронную очередь. Сделать это следует после того, как малыш появился на свет и его рождение подтверждает регистрация в органах ЗАГС. Долгая процедура вызвана повышением рождаемости, закрытием ряда ведомственных детских садов, нехваткой в дошкольных учреждениях мест и необходимостью многим мамам раньше положенного срока выходить на работу.

В большинстве регионов есть возможность стать в список одновременно в несколько садиков, иногда число вариантов может быть лимитировано или сокращено до одного. Распределение происходит автоматически при помощи специальных программ, родители смогут выбрать предпочтительный вариант, если малыш проходит сразу в несколько садов. Больше шансов у тех, кто стал в список позже обычного и предшкольный возраст ребенка, к примеру, 4 года. Многие уже посещают дошкольные учреждения, не занимают места в очереди, или работа чьих-то родителей не позволяет вовремя забирать детей, кто-то отказался от садика по другой причине и производится добор в группы.

Есть определенная категория граждан, которые имеют право отдать ребенка в детский сад без очереди. Каждый регион самостоятельно устанавливает категорию лиц, которой можно дать статус «льготник». Если один или оба родителя обладают таким статусом, малыш должен попасть в муниципальный детский сад без очереди, но в порядке очереди среди детей льготников, претендующих на место в учреждении, в компетенции которого находится образование до школы. При оформлении важно не только указать, какая у Вас льгота, но и в срок, не превышающий 2 недели, засвидетельствовать ее наличие. Для этого следует предоставить в садик соответствующие документы.

Льготы для многодетных семей

Родителям, чьи дети имеют право попасть в любой детский сад без очереди, следует обратиться с письменной просьбой в отдел дошкольного образования (его курирует районная администрация), иметь подтвержденные документами льготы и необходимые справки.

Если семья принадлежит к категории многодетных, дети в соответствии с законом должны попасть в детский сад без очереди. Необходимо документальное подтверждение многодетного статуса. Среди иных прав таких семей выделяется также право на оплату за пребывание в дошкольном учреждении на льготных условиях (70% скидка). Скидка должна распространяться на такие дополнительные услуги, как кружки, которые порой навязывают родителям, однако о наличии скидки им не сообщается.

Для матерей-одиночек

Ребенок женщины, относящейся к категории матерей-одиночек, имеет право место в детском саду Но есть нюанс при определении малыша в дошкольное детское учреждение. Ситуация такова: в стране увеличилось количество одиноких матерей, их дети вынуждены «делить» свое право попасть в детский сад без очереди. Эта причина стала основополагающей для введения в обиход так называемой льготной очереди. Закон определил, что при оплате за посещение садика одиноким матерям полагается 50%-ная скидка.

Какие еще есть законные варианты

Помимо вышеперечисленных вариантов, дающих право попасть в сад без очереди, существует еще ряд законных способов быть в списке «счастливчиков»:

  • Ребенок–инвалид или родители которого таковыми являются имеет право на место в дошкольном учреждении вне­очереди. Законом предусмотрены требования: необходимо написать заявление и приложить документ, свидетельствующий об инвалидности малыша или родителя.
  • Сирота, проживающий с опекуном или с приемными родителями, имеет все права попасть в сад при наличии необходимых документов, подтверждающих этот факт.
  • В случае, если один родитель или оба являлись участниками ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, получили облучение, их дети имеют право на путевку в дошкольное учреждение вне­очереди. Нужно подтверждение факта участия в устранении неисправностей на ЧАЭС.
  • Прокурор, следователь, сотрудник полиции, военнослужащий, судья, сотрудник органов контроля за наркотическими и психотропными веществами и препаратами, участник военных действий – это список должностных лиц, которые имеют право получать «пропуск» для своих детей в дошкольное заведение без очереди.

Какие документы нужно предоставить

После получения направления в садик необходимо предоставить следующие документы, о которых сообщит заведующая детским садом или воспитатель, группа которого станет группой для Вашего малыша (для более детального ознакомления посетите образовательный интернет-портал Вашего города):

  • заявление на имя заведующей;
  • паспорт одного из родителей, отсканированная копия основных страниц;
  • свидетельство о рождении, штамп о гражданстве, их копия;
  • документы, в которых следует прописать о наличии льготы на поступление (если таковые имеются).

Может потребоваться какой-либо дополнительный документ. Медсестра выписывает направление на прием к участковому педиатру, так как необходим медицинский осмотр малыша. Дата первого посещения дошкольного учреждения будет сообщена дополнительно.

Как происходит зачисление в детское дошкольное учреждение

В регионах зачисление детей в садик может происходить в разное время. С момента, когда родители получили ответ в виде сообщения на электронный адрес о направлении их малыша в конкретное дошкольное учреждение, на сбор и предоставление необходимых документов дается месяц. Если родителей не устраивает предложенный садик (не тот район, к примеру), они могут обращаться в муниципальный департамент дошкольного образования с просьбой о предоставлении иных вариантов, следует написать отказ (его должны принять и зарегистрировать) от ранее предложенного места. Это решение разумно в ситуации, если найдено место в другом детском саду.

– Мне Митьку жалко ужасно. Он такой домашний, такой мамсик, – говорит Наташа на детской площадке другой маме, пока Митька и ее девочка возятся в песке. – Я же помню, как я ревела, когда меня в садик отдали. Мама говорит, воспитатели жаловались, что я садилась в раздевалке под дверью и часами ждала маму. А не выходить на работу нельзя, и так всю квалификацию потеряла. И вчетвером на одну офицерскую зарплату тоже как-то…

– Не знаю, у нас такой хороший садик, – задумывается другая мама. – И бассейн, и песни они поют, и всякие творческие занятия. У меня и на половину этого ни фантазии, ни возможностей не хватает.
Наташа вздыхает.

У многих из нас сохранились воспоминания о детском садике, причем самого разного рода. Кто-то помнит кашу с комками и то, как отличившихся укладывали спать под портретом Ленина, а кто-то – любимую воспитательницу, и до сих пор поддерживает дружбу с одногруппниками.

К сожалению, при решении вопроса о том, отдавать ли ребенка в детсад или нет, родители ориентируются, прежде всего, на собственный опыт, а это неправильно. Ваш опыт – не опыт вашего ребенка. Из того, что вы чувствовали себя в саду брошенным и одиноким, вовсе не следует, что вашего ребенка постигнет та же участь. И наоборот, если ваши воспоминания о садике окрашены исключительно в теплые тона, не факт, что ваш сын или дочь тоже полюбит его. Выбор следует делать взвешенно, осознанно и без эмоций, скрупулезно суммируя все плюсы и минусы.

Плюсы домашнего воспитания

Не секрет, что каждый ребенок развивается индивидуально. При этом в чем-то он оказывается успешнее сверстников, а в чем-то отстает от них. Любая работа в группе – своего рода прокрустово ложе: ребенок вынужден работать в темпе группы, а значит, тормозить там, где вполне мог бы разогнаться, и пропускать то, чего понять не успел. Развивая ребенка дома, вы можете работать в удобном для него ритме, что намного эффективнее.

При этом, выбирая домашнее образование, вы обретаете свободный график – нет необходимости ежедневно вставать ни свет ни заря и куда-то ехать, невзирая на погоду. Можно дождаться, пока ребенок проснется во всех смыслах и уже после начать с ним работать. Впрочем, это же и своеобразные «грабли». Регулярное посещение садика все же дисциплинирует, причем не только ребенка, но и его родителей.

Вы покупаете ребенку те игрушки, которые считаете нужным, исключив, к примеру, из его игрового «рациона» Человека-паука или детские игральные карты (существуют и такие).

Конечно же, лучше и вкуснее мамы никто не накормит! Особенно это важно в том случае, если ребенку предписаны ограничения по питанию, например, при пищевой аллергии. Однако это правило действует, если мама понимает, какое именно питание на самом деле необходимо ее ребенку, а не растит Пончика и Сиропчика из сказок Носова.

Очевидно, что дома безопаснее, к тому же в садиках дети часто болеют, заражая друг друга.

А вот еще один из самых, пожалуй, весомых доводов в пользу пребывания дошкольника в стенах дома: здесь плохому не научат! Причем, убежден, что в первую очередь опасаться стоит именно того, что скажут ребенку в садике не дети, а взрослые. Взрослые бывают разными, тем более что в сфере дошкольного образования сегодня ощущается нехватка кадров. Вскользь брошенное уставшим воспитателем обидное слово может серьезно травмировать малыша вплоть до развития у него неврозов, энуреза или заикания.

Однако при этом родитель, оставшийся с ребенком дома, должен осознавать, что он «вышел на работу» одновременно в качестве воспитателя, учителя и медицинской сестры. И ответственность за всестороннее развитие сына или дочери лежит исключительно на нем.

Плюсы детского сада

Знаете ли вы, в каком возрасте ребенок должен научиться считать до пяти? Сколько калорий в день съедать? Сколько физической нагрузки ему положено? Как подобрать мебель по росту и что произойдет, если этого вовремя не сделать? В детском саду ответы на эти и подобные им вопросы давно известны. Немаловажен и фактор социализации: ребенок должен научиться знакомиться с ровесниками, играть с ними, взаимодействовать в группе, слышать и выполнять указания взрослых. Он должен научиться отстаивать свои интересы и научиться подчиняться и, главное, понять разницу между первым и вторым. Все эти житейские навыки сродни навыкам вождения автомобиля – только за партой их не освоишь.

Иногда родители годами могут биться над какой-нибудь банальной бытовой проблемой, а ребенок, придя в садик, за считанные дни справляется с ней. Так, например, в яслях дети очень быстро привыкают к горшку, начинают самостоятельно одеваться и есть. Все, что было нужно, это немножко по-другому поставить ребенку задачу. Наиболее ярким примером того, что со стороны проблема видится проще, является мама, которая, только отдав трехлетнего сына в сад, с удивлением узнала: оказывается, давно уже можно было не перетирать ему всю пищу в пюре. Она была вполне адекватной и разумной женщиной, просто продолжала действовать по инерции.

Шаг вперед больше шага назад

Если и в семье все хорошо и садик хороший, то адаптация ребенка занимает в среднем полторы-две недели. Помните, однако, что в этот период дети часто болеют, а их интеллектуальное развитие может не только замедляться, но даже откатываться назад, словно ребенок мечтает вернуться в тот возраст, когда мама еще не оставляла его с чужими людьми. Вот несколько простых правил ускорения и смягчения процесса адаптации:

1. Никогда не лгать! Ребенок отправляется не «в гости» и не в какое-то «волшебное место» – он идет в детский сад. Ведь если он поймет, что вы его обманули в этом вопросе, то где гарантия того, что вы не обманывали его, обещая вернуться за ним? А боязнь остаться одному – один из серьезнейших детских страхов.

2. Задолго до начала посещения детского сада синхронизируйте режим ребенка с садовским режимом.

3. Если вас все же не оставляют какие-то тревоги и опасения, ни в коем случае не делитесь ими с ребенком. Даже вида не подавайте!

4. Помните, что в первые несколько дней вы в любом случае имеете право находиться в садике вместе с ребенком.

5. В первый раз оставляйте ребенка в саду не более чем на два или три часа. Недопустимо «бросать» его сразу на весь день!

6. Поначалу приводите детей в сад ко времени прогулки. И почему многие советуют приводить ребенка непременно с утра? Утром, как правило, одни режимные фазы сменяются другими. Малышу и без того трудно и страшно, а тут еще перед ним возникает куча незнакомых и непонятных правил.

7. Расставаясь, не забудьте заверить ребенка в том, что непременно вернетесь за ним и постоянно повторяйте, что вы его любите.

8. Уходя, прощайтесь с ребенком легко и быстро. Долгое прощание с обеспокоенным выражением лица вызовет у вашего сына или дочери тревогу, а то и панику.

9. Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, которая будет согревать его сердце.

10. Сообщите воспитательнице ласкательное имя ребенка, расскажите о его домашней жизни, вообще заранее познакомьтесь с персоналом детского сада.

11. Не планируйте на период адаптации прививки, посещение стоматолога и другие медицинские процедуры, травмирующие детскую психику.

12. Не ругайте ребенка за плохое поведение! Вы же – взрослые люди и не можете не понимать того, что это не он, а его адаптация капризничает и упрямится.

13. В выходные и праздничные дни придерживайтесь детсадовского режима.

14. Дома поиграйте с малышом в детский сад, причем какая-то из игрушек пусть окажется им самим. Понаблюдайте над тем, что делает эта игрушка, о чем говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего малыша через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

"Душа вашего ребенка" (Издательство Никея, 2014 год)

В этой книге собраны 40 вопросов родителей и ответы 28-ми экспертов, среди которых есть и профессиональные психологи, и педагоги, и священники, и многодетные родители. Безусловно, детско-родительские отношения не ограничиваются этими 40 вопросами, но личные советы и маленькие секреты, которыми делятся эксперты, помогут родителям лучше понять и почувствовать своих детей, а, возможно, даже предупредить возникновение сложностей и конфликтов в отношениях с детьми.