Розалини - Женский портал

Сценарий дагестанской свадьбы. Почему дагестанские свадьбы такие дорогие? Предсвадебная помолвка новобрачных

Как и раньше, сегодня дагестанская свадьба проводится с соблюдением всех национальных традиций, ритуалов и обрядов. В любой народности мира имеются сложившиеся веками традиции и обряды. Наиболее яркими, красочными, интересными признаются, конечно же, свадьбы.

Дагестанские обычаи на свадьбе

Свадьба в Дагестане отличается своим «размахом». Огромное количество приглашенных, шум, музыка, веселье, множество самых различных угощений. В Дагестане традиционно отмечают две свадьбы. Первая справляется в доме невесты, а вторую свадьбу отмечают уже в доме жениха. Общее количество гостей на свадебном торжестве, как правило, может достигать полутора тысячи человек.

Подготовка к свадьбе в Дагестане

Важным моментом при проведении этого торжества в Дагестане является соблюдение всех национальных обрядов и ритуалов. Согласно дагестанским обычаям, подготовка ко дню бракосочетания начинается практически сразу после рождения ребенка. Родители уже тогда приступают к сбору приданого и скоплению средств на будущую свадьбу. Именно поэтому, спустя несколько лет, для молодоженов устраивается поистине роскошное торжество.

Предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных

У дагестанцев, как и у любого другого народа, процедура объявления молодых женихом и невестой называется помолвкой, или обручением. В дом невесты засылаются сваты, где происходит обряд сватовства, там ее одаривают различными подарками. Тут же родители жениха и невесты назначают день свадьбы, который не должен совпадать с днями рождения молодых или их родителей, мусульманскими праздниками, а также не должен быть во время уразы.

Дагестанская свадьба не проходит без официальной регистрации молодых в ЗАГСе. По завершению обряда помолвки они идут в ЗАГС и подают заявление на свое желание заключить брак. Согласно дагестанским обычаям жених и невеста до свадьбы могут встречаться лишь изредка и ни в коем случае не должны проводить вместе ночи. Далее начинается подготовка к самому торжеству. Это – выбор свадебных нарядов, места проведения самой свадьбы, выбор ресторана и меню, приглашение гостей, украшение зала, различные организационные вопросы и так далее.

Особенности свадебных нарядов в Дагестане

К наряду дагестанской невесты в наши дни жестких требований нет. Главное, чтоб он был дорогим, изящным, нарядным и торжественным. Современные дагестанские девушки готовят к свадьбе два наряда: один – белое подвенечное платье, второй – национальный костюм. В качестве места проведения свадьбы также может быть выбран любой ресторан, банкетный зал или даже дом. Свадебные столы же накрываются согласно всем традициям дагестанской кухни: плов, долма, хинкали, шашлыки, овощи, зелень и многое другое. В обязанности невесты перед свадьбой входит подбор мебели для дома или квартиры, где она будет жить с молодым мужем.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане

Дагестанская свадьба невозможна без громкой музыки, раздающейся с крыши дома. Первый день, по традиции, проходит в доме невесты. Здесь собираются, как правило, одни женщины. Подружки невесты, родственницы, соседки и просто знакомые. В этот день происходит своего рода прощание девушки с родительским домом и своей прежней жизнью. В разгар празднования к невесте приезжает жених и дарит ей множество дорогих подарков: сундук с одеждой и обувью, украшения из золота и другие ценные вещи. Количество подарков зависит от материального положения жениха.

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане

Свадьба в Дагестане отмечается в день официального бракосочетания. Обычно она проходит в доме жениха, через неделю после первого свадебного дня. Здесь уже собираются и мужчины и женщины, но за столом они сидят отдельно. Женщины сидят за одним столом, а мужчины за другим. Во время празднования играет преимущественно национальная музыка, но могут быть и современные иностранные композиции. Жених на своей свадьбе имеет право танцевать с другими представительницами прекрасного пола. У невесты такого преимущества нет.

В этот день во второй половине дня отец жениха едет к дому невесты, держа в руках свечи и зеркало, он заходит к ней. Огонь свечи и зеркало надо оберегать и хранить, так как они символизируют принесенное счастье для молодой семьи. Выходя из дома, отец жениха платит выкуп (обычно это символическая плата) близким родственникам невесты.

Далее невесте предстоит приезд в дом своего жениха. Перед дорогой ей накрывают лицо специальной накидкой, и в сопровождении отца жениха и родственников девушка направляется к месту празднования свадьбы. Перед тем, как войти в дом, под ноги невесте проливают кровь только что зарезанного барана. Согласно народному поверью, этот обряд служит мощным оберегом от сглаза. При этом девушка не должна испачкать свой наряд. Потом ее угощают медом, чтобы будущая семейная жизнь была сладкой.

Несмотря на самый разгар свадебного пиршества, невесту отводят в отдельную комнату, где она будет ждать своего возлюбленного и готовиться к своей первой брачной ночи. Встреча молодых должна состояться ровно в полночь. В эту ночь у двери спальни молодых обязательно остаются родственницы жениха, задача которых вынести из спальни и показать всем доказательство невинности невесты. Этот факт сопровождается радостными поздравлениями, возгласами, выстрелами.

Свадьба в Дагестане на этом, конечно, не заканчивается. Празднование может продолжаться еще несколько дней, в зависимости от финансовых возможностей молодых и их родителей. Лишь спустя неделю после второго дня свадьбы в дом к молодым с поздравлениями могут прийти родственники невесты. Любой день дагестанской свадьбы сопровождается преимущественно национальной музыкой, танцами, играми, развлечениями для приглашенных гостей, всеобщим весельем. Считается, чем роскошнее и веселее будет свадьба, тем лучше будут жить молодые.

Настоящие дагестанские свадьбы – это своеобразные свадебные торжества, проходящие с учётом исторических традиций данного народа. При этом не стоит смешивать все народности Дагестана в единое целое. Дагестан – это республика, населённая самым большим количеством людей различных национальностей, при этом каждой из них присущи свои особенности празднования свадеб.

Однако есть и общие традиции, которые присущи всем народностям.

В настоящее время в Дагестанской республике мало где сохранились исторические традиции празднования свадеб. Всё большее значение дагестанские народности отдают европейскому стилю, а свои исторические традиции лишь малыми частями вписывают в общий свадебный сюжет.

Рассмотрим всё же исторические традиции празднования свадеб в Дагестанской республике, которые можно встретить и по сей день.

Традиции дагестанской свадьбы

  • Сговор родителей о помолвке их детей.

Изначально в Дагестанской республике обряд мог проходить двумя путями:


  1. первый путь – это «колыбельное сватовство», при котором родители молодых договаривались между собой о том, что их ещё маленькие дети в будущем заключат брак.При этом для скрепления устного договора отец будущей невесты передавал отцу будущего жениха какой-либо ценный предмет.
  2. второй путь – это совершеннолетних детей, когда невесте сначала дарят подарки, затем проходит предсвадебная помолвка.

В обоих случаях мнение детей родителями раньше не учитывалось.

В настоящее время родители могут произвести сговор, но окончательное решение о свадьбе принимают молодые.


Перед первым днём свадьбы всегда идёт активная : родители жениха и невесты почитают покойников и приносят жертвоприношение за семейное счастье своих детей.

Первый день дагестанской свадьбы начинается на крыше дома невесты, где музыканты играют специальную музыку для ритуала.

В обед к дому невесты отправляются родственники жениха, в частности женщины. Они несут туда свадебные дары и сладости, при этом напевая песни. Затем дары складываются в сундук, который впоследствии окажется в доме будущего мужа.

В этот день, следуя традициям, молодые не видят друга. Невесту дома подготавливают к передаче мужу: готовят , прощаются с ней путём проведения прощального обряда с соответствующими песнями и плачем.

Тем временем около дома невесты собираются отовсюду и оповещают всех о том, что они приехали с помощью песен и музыки.

Второй день свадьбы

На второй свадебный день жених, придя за своей будущей женой, встречает на пороге дома её сестру, которая танцует традиционный танец. Затем будущая тёща угощает своего зятя и свою дочь мёдом. Считается, что данный обряд содействует счастливой и благополучной жизни молодых.

Затем невеста приезжает в дом своего будущего мужа, где начинается веселье с танцами, песнями, которые наиболее полно раскрывают весь колорит дагестанского народа.

  • На дагестанские свадьбы принято приглашать очень много людей, поэтому они считаются не дешёвыми.
  • Свадебные торжества в республике Дагестан всегда проходят после обеда.
  • Традиционно у невесты на свадьбе должны присутствовать две подружки – одна из них — замужняя опытная, которая может рассказать невесте о жизни с мужем и первой брачной ночи, а вторая – незамужняя, которая будет выступать в качестве моральной поддержки.
  • На дагестанских свадьбах стреляют в воздух, встречая молодых, идущих на праздничный банкет. Но исторические источники расходятся во мнениях, как трактовать такую стрельбу. Одни говорят, что это исторический ритуал для избавления молодожёнов от нечистых сил, другие утверждают, что подобная стрельба символизирует, что невеста оказалась не девственницей.

По настоящее время сохранилась традиция деления гостей на дагестанской свадьбе на мужскую и женскую часть.


Памяти Ангары Гамидовны. Булатовой,
ученого-историка, этнографа…

Судьба… Слово, к которому мы частенько прибегаем в житейской философии…Списывая на неё свои ошибки, неудачи, потери… Пытаемся определить какие-то узловые точки нашей жизни, с которых начались перемены: долгожданные или совсем не желательные, счастливые или драматические…
Традиции… То, чем жив и силён народ… Что впитывается с молоком матери и поддерживается многовековым жизненным укладом общества, семьи… Что определяет нашу жизнь на годы и десятилетия вперед… Что позволяет видеть перед внутренним взором нравственные ориентиры, черпать в них духовную силу…
Одной из множества традиций, значимых в нашей жизни, является свадебная традиция. В моём Дагестане – самом многонациональном регионе России – свадебные традиции сложились много веков назад, под влиянием тяжелой и трудной жизни в горах, у моря, на равнине и в степях… Свадебных обычаев, обрядов и традиций у нас не около четырёх десятков (по количеству народностей, проживающих в Стране гор), а много-много больше! Пожалуй, сколько аулов – столько и свадебных традиций, и их изучением с интересом занимались ученые-этнографы, начиная с XIX века. Материалы, использованные в данном очерке, были взяты из ряда источников, в числе которых – трехтомный сборник «Кавказские горцы», монография А.Г. Булатовой, а также из бесед со знакомыми.
Ритуалы сватовства и свадьбы определялись адатами (традиционные нормы права в горах), шариатом (исламское право) и обычаями каждого аула. Согласно адатам, решение о замужестве принимает не сама женщина, а её родственники по мужской линии (отец, дядя) или (если девушка - сирота) кадий (судья), либо дибир (мулла) аула. Весьма распространённым был обычай сговаривать детей вскоре после рождения; при этом отец мальчика давал в виде залога какую-нибудь вещь отцу девочки, и малолетние уже считались с этого времени женихом и невестой. После сватовства жених и его родственники могли делать невесте подарки, которые после заключения брака или в случае отказа со стороны жениха, становились её собственностью. В случае отказа со стороны невесты подарки следовало возвращать в двойном размере! Качество и ценность подарков шариатом, адатами не определялись, это зависело от состоятельности семьи жениха, но в числе подарков обязательно должно было быть кольцо. Обычно дарили и платки, отрезы материи.
Сватовство производилось через уважаемого мужчину, посылаемого женихом вместо свахи к родным невесты. Цель такого посещения объяснялась намёками; прямое же предложение родным о выдаче их дочери замуж считалось неприличным. Началом разговора могла служить общепринятая фраза: «Просим вас стать отцом и матерью» такому-то человеку… Если родители невесты согласны, то произносят «иншааллах» (с Божьей помощью, если Богу будет угодно), в противном случае – сразу отказывают.
После сговора жених мог посещать невесту. Как отмечает А.В. Комаров в первом выпуске сборника «Кавказские горцы», в обществе Цунта-Ахвах (названия селений, существующих и сегодня), существовал такой адат: жених и невеста после сватовства могут спать вместе, но до заключения брака жених не имеет права касаться тела невесты ниже пояса. При Шамиле одна ахвахская невеста убила кинжалом своего жениха, хотевшего нарушить этот адат, и не только не подверглась никакому наказанию, но и заслужила общую похвалу.
При совершении брака жених должен заплатить калым и кебин-хак. Калым представлял собой верхнюю одежду, надеваемую невестой в день свадьбы, постель, одеяла, другое имущество. Все это поступало в полную собственность невесты и отбиралось у неё в случае, если она впоследствии сама захочет оставить мужа. У ахвахцев калым не выплачивался. Калым могли также требовать в деньгах или в виде домашнего скота. В селении Чох (тоже аварское селение, как и Ахвах), также не принято было платить калым, ни раньше, ни сейчас.
Кебин-хак – это обеспечение, которое жених дает невесте на случай развода с ней или своей смерти. Кебин-хак обычно не отдавался невесте или её родственникам, а только вносился в брачное условие (брачный контракт) и взыскивался с мужа, когда он давал жене развод, или после его смерти. Величина этой выплаты зависела от состояния, связей невесты и её родственников, но при этом невеста должна была получить не меньше того, что получила её мать, выходя замуж за её отца.
Имам Шамиль, видевший в браке залог благосостояния горцев, всеми мерами старался облегчить заключение брака, поэтому старался уменьшить кебин. Так в селениях Гимра, Харакуни и других, где потеря мужчин, попавших в плен или убитых при набегах, была велика, величина кебина составляла от 25 копеек до 1 рубля.
Продажи дочерей в замужество в северном Дагестане не было. В южном Дагестане (в Самурском и Кюринском округах) и в части Табасарана (область компактного проживания табасаранцев в южном Дагестане), родные невесты, при изъявлении согласия на брак, выговаривали от жениха условленную сумму в свою пользу. У кюринцев и табасаранцев даже существовала оценка для девиц, вдов и разведённых: вдовы и разведённые ценились вдове дешевле девиц. В Самурском и Кюринском округах бралась также особая сумма за торжественный привоз невесты (так называемые «дорожные деньги»).
Я не буду касаться вопроса применения адатов при похищении невесты или в случае её побега, а расскажу о свадебных традициях и ритуалах в селениях Дагестана, расскажу немного о свадебных нарядах дагестанских невест.
Большинство обрядов в церемонии вступления в брак были не только связаны с религиозными предписаниями адатов, но и имели магический смысл, должны были уберечь от сглаза, порчи, колдовства, от шайтанов; имели символическое значение, связанное с будущим потомством, достатком в доме молодых. Особый смысл придавался свадебному костюму невесты.
Женский свадебный костюм - одно из ярких проявлений культуры народов Дагестана. Традиция нашивания различных серебряных элементов на одежду восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки. Эта традиция связана с комплексом верований горцев о магической силе металла. При этом золото считалось металлом с негативной энергетикой и могло использоваться для наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения, поэтому в свадебном наряде использовались преимущественно серебряные украшения. К примеру, свадебный наряд ругуджинской невесты дополняли традиционные большие многоярусные подвески – «куц». Они крепились на колечках к туникообразному платью «горде», по 2-3 спереди, а иногда и на спине. Ругуджинка надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра. Главная функция серебряных украшений - защитить, скрыть от сглаза злых духов. Эта традиция прослеживается в женском костюме и у других горских народов, в частности, у лакцев, даргинцев.
В селении Гергебиль невесты надевали свадебное головное украшение, которое называлось «таял», состоявшее из треугольной чуть изогнутой пластины и присоединенных к ней цепочек с мелкими подвесками из серебряных монет. Пластина была украшена растительным орнаментом с розеткой в центре. Надевалось украшение только на свадьбу и, спустя определенный период (по сговору с семьей жениха – через 3 дня, 40 дней или до рождения первого ребенка), пряталось в сундук как приданое для дочери.
Кубачинская невеста надевала платье из парчи, а также вышитые золотыми и серебряными нитями «казы» - их число могло доходить до 25, различные украшения - серебряные цепочки на чухте (головной убор, в виде ткани, сшитой в форме трубы, один конец надевался на голову, а второй свисал на спину, чухта (или чохто у даргинцев) – Е.М.), крупные золотые перстни, серебряные браслеты, подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. Свадебные браслеты кубачинки надевались один раз в жизни и переходили от матери к дочери. Свадебную одежду невесты-кумычки целиком обеспечивал жених. В числе обязательных подарков жениха на свадьбу невесте должны были быть шкурки на шубу.
Свадебная одежда шилась из ярких, красочных тканей, цвета тоже имели свое значение. Белый, красный и чёрный цвета господствовали в свадебных церемониях, из таких тканей шились одежды невест, жениха и их родственников. Белый цвет в нарядах, связанных с семейным бытом, в последующем стал символом радости и чистоты, красный - очищения, благополучия, плодородия – господствовал в одежде, а чёрный служил для умилостивления духов предков.
Как отмечает Г. Гаджиева, балхарская невеста, большую часть костюма которой украшают серебряными изделиями (оберегая невесту от сглаза) и сопровождающие ее женщины традици-онно надевают национальные костюмы, в них исполняется танец невесты. Не забыты традиции и в старинном селе Кубачи. Все кубачинки замуж выходят непременно в национальной одежде, в такие же костюмы наряжаются и подружки невесты и ее родственницы. Так же, как и 100-200 лет назад, сегодня на гунибскую невесту накидывают 5 платков. Первый снимают у дома родителей при передаче ее жениху. Второй платок снимают при подъезде к дому жениха, третий платок – в доме жениха. Четвёртый платок снимают подруги, чтобы показать невесту жениху и родственникам. Пятый платок снимает сам жених. За каждый снятый платок было принято давать выкуп.
По старым обычаям за месяц или за три недели до вступления новобрачной в дом мужа, жених и невеста ежедневно приглашаются своими родственниками, которые угощают их и почетную свиту. Всё это сопровождается песнями и танцами под зурну и бубен, шуточной перебранкой, импровизированными стихами. В наше время молодоженов приглашают все родственники и сельчане по очереди уже после свадьбы.
В назначенный для бракосочетания день жених уходил из своего дома к товарищу или родственнику, который назначался на свадьбе исполнять обязанности дружка. Перед сумерками жених возвращался к себе в дом, куда приходил мулла в сопровождении отца невесты или другого родственника, выступающего в качестве представителя невесты. Жених встречал муллу и гостей, усаживал муллу на своё место, а будущего тестя и гостей на ковры и подушки. После приветствий начиналась церемония заключения брака. Встав с места и подняв всех, благословясь, мулла брал правые руки жениха и представителя невесты и соединял их ладонями так, чтобы пальцы были вытянуты и не касались тыльной стороны кисти, причем большой палец жениха должен был находиться несколько выше пальца представителя невесты, в знак власти мужа над женой. Соединив таким образом руки, мулла накладывал свой указательный палец на большие пальцы заключающих брачный союз, и, обращаясь к представителю невесты, произносил на арабском установленную Кораном формулу: «С помощью и с соизволения Аллаха и по пути, указанному пророком, за столько-то денег (называлась условленная сумма – ЕМ.) кебина, отдаешь ли ты свою дочь этому человеку»? (называлось имя жениха – Е.М.). По окончании этой формулы представитель невесты повторял эту формулу и отвечал: «отдаю». Потом мулла обращался к жениху с той же формулой и вопросом «берёшь ли?». Жених в свою очередь повторял формулу и отвечал: «беру». Эти слова троекратно повторялись муллой и заключающими брачный союз, а по окончании этого обряда мулла читал молитву, благословляющую новобрачных, и произносил: «фатиха» (свершилось). Интересно, что существовали как тайные обряды злоумышления против брака, которые проводились во время бракосочетания, чтобы навредить молодым (например, завязывание узелков на нитке на каждое слово обряда или вытягивание кинжала из ножен на три пальца после каждого слова формулы, произнесение шепотом после каждого слова формулы слов «это неправда», «это ложь»), так и защитные мероприятия против подобных магических злых мероприятий (например, на трех сваренных вкрутую и очищенных от скорлупы яйцах писалась специальная молитва защитного свойства. Первое яйцо съедал жених, за ним следом, второе – невеста, а третье они делили пополам и съедали. Обряд должен был предохранить молодых от обессиливания и болезней).
До начала обряда мулла посылал к невесте двух человек, которые должны были затем с её слов подтвердить её добровольное согласие на замужество. Эти люди обязательно должны были потом присутствовать в момент заключения брака как свидетели. Неисполнение этой формальности относительно совершеннолетней невесты делало брак недействительным. Само название бракосочетания – «магар» (или «махар») - переводится с аварского как «заключение брачного торга».
На каждой свадьбе обязательно был тамада – ведущий свадьбы. В селениях некоторых районов тамадой сельских празднеств, в том числе и свадеб, избирался на весь год один человек. Так, у даргинцев предгорья ежегодно в начале зимы принято было совершать обряд хола шах (досл. «большой шах»): мужчину, избранного шахом свадеб на предстоящий год, возили в санях по всему селению; это был почётный объезд вверенной ему «праздничной территории». Шахом избирался человек, обладавший умением поставить впечатляющий спектакль, хотя и по известному, веками разработанному сценарию, но с неизбежной импровизацией в смеховой части ритуала. Шах вместе со своими помощниками руководил всем ходом свадьбы, веселил гостей, поднимая им настроение остроумными шутками, наложением шутливых штрафов, являлся инициатором разыгрывания шутливых сценок.
Следует отметить, что для создания комического эффекта шах к присутствующим обращался через своих помощников, которые выступали в роли «переводчиков». При этом последние часто произвольно меняли смысл сказанного на противоположный, чтобы вызвать смех у присутствующих, а иногда вообще объявляли хана, шаха немым и от его имени сами «управляли». В связи с предписанной ему ролью непонимающего язык подчиненных, шах не должен был смехом реагировать на ведущиеся его помощ¬никами разговоры от его имени, на шутки и проделки ряженых. За нарушение этого условия на него накладывался штраф: устрой-ство праздника с угощением для присутствующих, а в отдельных случаях он мог быть и «низложен» как не справившийся со своей ролью.
Часто свадебные торжества занимали несколько дней. Так в лакских селениях Кая и Унчукатль (не путайте с известным аулом кузнецов – Унцукуль!) свадебные мероприятия длились 7 дней, в каждый из которых выполнялись определенные ритуалы. К сожалению, старые обычаи уходят в прошлое, забываются, поэтому даже уроженки этих селений не смогли подробно описать мне все обряды, вспомнив только некоторые подробности. В определённый день собравшиеся в доме невесты родственницы шили одежду для невесты, в четверг (или в пятницу) обязательно готовили мучную халву, которая у даргинцев называется беккук (кстати, очень вкусную! Её и сейчас готовят в праздники, например, к празднику ураза-байрам. Рецепт её приготовления прост: в разогретое топленое масло постепенно добавляют просеянную муку и долго томят в тазу или чугунной кастрюле на огне, постоянно помешивая деревянной лопаткой. Этот процесс занимает 3 часа, мука приобретает золотистый цвет. Через 3 часа добавляют сахар или сахарную пудру, продолжая постоянно помешивать. Когда халва готова, её выкладывают на плоский поднос или тарелку и разравнивают, дают остыть и нарезают квадратиками). В некоторых лакских селах к невесте посылали раскроенную одежду для жениха, которую невеста должна была сшить, а жених носить её до окончания свадебных торжеств. В селении Унчукатль невесту вели к дому жениха пешком, а в селе Кая – обязательно забирали на лошадях, причем количество лошадей в упряжке подчеркивало состоятельность тухума (рода) семьи жениха. В этих же селах существовал обычай наряжать «свадебное дерево», и с ним тоже был связан интересный обряд: когда со свадебного дерева похищались конфеты, орехи, то похитителя ловили, связывали и не отпускали, пока его родные не внесут за него назначенный выкуп.
Интересные сведения о лакских свадебных обрядах приводит А.Г. Булатова: у лакцев собственно свадьбе предшествовал обряд душ шабитан - "«посадить» девушку-невесту". Он заключался в том, что в доме невесты в этот день собирались ее подруги-ровесницы, от жениха приходило к ней несколько женщин с мешочками хны и подарками. Мешочки с хной и подарки раскладывались на большом медном подносе, который потом переходил в собственность невесты. Женщины разводили в воде хну и красили ею ладони невесты; это означало, что теперь до свадьбы она не должна выполнять никакой физической работы. Пришедших угощали кисло-сладкой мучной кашей на абрикосовом соке с подливой из урбеча. С этого момента невеста называлась вирищар и целую неделю, иногда и больше, должна была сидеть дома, никому не показываясь, за его пределами, с подругами, которые ее развлекали. Это одна из проявлявшихся в горской среде разновидностей избегания, где таковое вообще большого распространения не имело, видимо, потому, что девушка-горянка была важной рабочей еди¬ницей в семье. Если после начала периода душ шабитан кто-то из мужчин-родственников жениха или он сам появлялся в том квартале, где был дом невесты, ее подруги срывали с него шапку, которую получить обратно он мог только за выкуп.
Девушки, собиравшиеся у невесты во весь период ее предсвадебного затворничества, шили для нее новую одежду, так как ничего из того, что она носила в родительском доме, не полагалось брать с собой в дом мужа: существовало поверье, что это может навлечь на мужа всякого рода несчастья. Днём девушки здесь работали, а вечерами развлекались: играли в ритуальную игру узуккирте буккаву ("стремечко") или катали по наклонной доске яблоки и орехи так, чтобы сбить последующими экземплярами предыдущие, которые в случае удачи становились собственностью выигравшей. Здесь же девушки пели, танцевали, подражая манерам того или иного лица в селении, разыгрывали всевозможные бытовые сценки с шутливыми диалогами и переодеваниями. Переодетая в мужчину девушка могла отсюда пойти по селению, зайти в какой-нибудь дом. Там сразу понимали, откуда явился ряженый, и включались в игру; начинались приветствия, расспросы, переодетую девушку встречали как кунака из другого селения, оказывая положенные ему знаки внимания, но в шутливой форме. Девушка отмалчивалась или объяснялась жестами, из чего хозяева «заключали», что кунак немой. Если же девушка отвечала на вопросы, она говорила изменённым голосом, иногда стараясь передать диалектные особенности речи того или другого селения. Затем, станцевав с женщинами, с кривляниями и ужимками, переодетая исчезала. Не каждая девушка могла разыграть подобную сценку, в селениях были признанные мастерицы, обладавшие даром перевоплощения.
Во многих селах было принято демонстрировать приданое невесты. В аварском с. Ругуджа «в день показа приданого» невесты от жениха отправляли ей подарки, разложив их на нескольких огромных подносах. Это были предметы одежды, мог здесь быть и ковер или украшения, но обязательным элементом был особый хлеб кудияб чед в диаметре около метра. На его выпечку шла большая мерка муки (12 кг). Пекли его в горячих углях очага, положив на огромную каменную плиту. Отдельно на этой же плите выпекали из теста фигурки домашних животных: барана, козла, коровы, быка, курицы, петуха и т. п.; они устанавливались на готовом хлебе вертикально, вперемежку с ядрами грецких орехов и вареными яйцами. При изготовлении хлеба в тесто добавляли кусочки сухой колбасы и орехи. Хлеб этот был символом плодородия, посылкой его как бы выражалось пожелание изобилия, материального благополучия, богатого урожая хлебов и обильного приплода скота. Вместе с хлебом отправляли такого же размера халву. И то и другое в доме невесты разрезалось на мелкие кусочки и раздавалось всем её родственникам. Подарки несли целой процессией двое мужчин и женщины. Впереди шествовал близкий родственник отца жениха, навесив на плечо два засушенных бока барана, связанных вместе, и держа в руке кувшинчик бузы. Затем выстраивалась вереница женщин с подносами с одеждой и тканями от жениха, с кудияб чед и халвой, после них - родственницы жениха с подносами от себя, на каждом из которых был отрез ткани на одежду и хлеб большого размера; завершал процессию мужчина, несший курдюк, наколов его на палку. Смотреть на это собиралось всё село, приходили даже с хуторов; если дело происходило летом, оставляли даже полевые работы. Само шествие в окружении большого числа зрителей, сопровождавшееся пением, разноцветные одежды участниц процессии, вынутые по этому случаю из сундуков, обилие на них серебряных украшений, яркие пятна предметов одежды, постельных принадлежностей, развешанных и разложенных на веранде невестиного дома и во дворе его, представляли собою красочное зрелище.
Своего апогея свадьба достигала в день привода невесты. У народов Южного Дагестана, в том числе и у лакцев, живущих среди лезгинских народов, принято было в этот день с утра выводить жениха из «другого» дома на площадь селения и здесь одаривать его разнообразными подарками, в том числе и деньгами. Сюда женщины - родственницы жениха - шли целой вереницей, неся на голове подносы, полные яств и подарков для него (всевозможные сладости, орехи, крашеные яйца, фрукты, халва, конфеты и т. п., материя на одежду). Ступив на площадь, каждая из женщин с подносом делала танцевальный круг и ставила поднос на стол перед женихом, а на шею ему накидывала принесённый отрез ткани. Стоящие около жениха два его друга складывали подарки в заранее приготовленные хурджины, которые относились в «другой» дом, где жених во многих случаях находился еще несколько дней после свадьбы. Мужчины клали перед женихом деньги. Молодёжь, ровесники жениха, танцевали перед ним, пытались похитить что-нибудь из продуктов или напитков, стоящих на столе перед женихом. Для предотвращения этого у стола дежурил третий друг жениха с длинной палкой. Если палка доставала похитителя, он штрафовался чем-нибудь из продуктов. По пути жениха сюда и здесь делались попытки его похищения. Он не должен был этому сопротивляться. Похитивший назначал выкуп за его освобождение, который должен был платить или распорядитель торжества, или опекун. Укравший папаху жениха нёс ее в дом невесты и получал за неё выкуп с её родителей.
Невесту в дом жениха переводили под вечер, у некоторых народов и этнических групп она шла туда ночью, иногда переход этот старались сохранить в тайне. Так, в с. Ругельда общества Келеб в вечер заключения махара девушку уводила к себе её старшая замужняя сестра или другая близкая родственница, сюда же в этот вечер тайно приводили жениха и здесь заключался брак. У бежтинцев невесту забирали в дом жениха из «другого» дома, разведав предварительно её местонахождение, так как она несколько раз меняла его, переходила из дома одной подруги в дом другой. В с. Анди невесту также вели поздно вечером две-три посланные за нею из дома жениха женщины и женщина из числа ее родственниц, опекавшая ее. Последняя накрывала её полой своей шубы так, чтобы присутствие невесты среди женщин вообще не было заметно. Вели её тайно, обходными путями, но молодежь, угадав её маршрут, старалась перекрыть ей дорогу, чтобы получить выкуп. Обманный маневр производили и лакцы в тех случаях, когда боялись нанесения недоброжелателями вреда невесте разнообразными магическими манипуляциями: в свадебной процессии с соблюдением всех обрядов отправляли ложную невесту, в то время как настоящая обходными путями уходила в сопровождении одной или двух подруг.
Вообще в старину невеста шла в дом жениха хотя и явно, но ночью у лакцев, даргинцев, у большей части аваро-андо-дидойских народов. Даже в тех случаях, когда в отдельных селениях этих народов (Гергебиль, Тлох, Араканы - у аварцев, Балхар у лакцев) невеста выходила из своего дома утром, в дом своего будущего мужа она вступала ночью; по словам информаторов, невеста в пути делала шаг вперед, два назад. Иногда она растягивала шествие на два дня, ночуя по дороге у кого-то из родственников, так как она сама и вообще её сторона должны были демонстрировать отсутствие у них спешки, как бы нежелание идти туда. Поэтому процессия с невестой везде, где не было тайного перехода её, шла медленно, с частыми остановками для танцев.
Точно так же невеста в горных селениях даргинцев (Ашты, Кунки, Сулевкент, Герга, Верхний Мулебки и др.) показывала свое нежелание идти тем, что в дороге внезапно останавливалась, так что сопровождающей её женщине, шедшей перед ней и державшей её за матерчатый пояс, приходилось тянуть её вперед. Этой же цели служил и ритуальный плач невесты перед выходом из родительского дома в некоторых сельских обществах.
Послов жениха не всегда впускали сразу в дом невесты. Так, у годоберинцев их долго держали у ворот, «выясняя», что это за люди, зачем пришли. Иногда шутливые препирательства сторон затягивались, пришедшие облагались «штрафом», как возмутители спокойствия. Характер диалога зависел от остроумия мужчины, возглавлявшего пришедших. У даргинцев отдельных селений (Кища и др.) вывод невесты из родительского дома сопровождался смеховым действием, называвшимся гьабагъ кайсан - получение денег. Он состоял в том, что в этот момент в дом невесты врывались двое юношей из числа жениховых друзей. Каждый из них по 3 раза подряд должен был правильно назвать имена присутствующих в комнате. Если кто-то один из них или оба ошибались, их перевязывали в поясе шерстяной верёвкой, подвязывали к потолочной балке и держали в таком положении (обычно недолго), пока имена не назывались правильно. Здесь бывало много смеха шутливых препирательств по поводу правильности сказанного. Затем родители невесты клали в шапки этих юношей мелкие деньги, на которые те позже покупали конфеты, орехи, фрукты для собравшейся сюда молодёжи.
У кайтагских даргинцев был ритуал, связанный с «допросом» невесты в доме жениха. Когда гости со стороны невесты уходили, жениха и невесту вызывали в комнату, где сидели мужчины, родственники жениха. Мужчины задавали невесте грубоватые вопросы: «а зачем ты пришла в этот дом?», «а почему твои родственники ушли, а ты осталась тут?». Невесте оставалось только краснеть и отмалчиваться, она становилась предметом шуток со стороны родственников молодого мужа…
О свадебных обычаях в разных селах Дагестана можно говорить бесконечно долго, настолько интересна эта тема. Обряды, ритуалы, традиции и обычаи существовали во всех областях жизни горцев, сопровождая их от рождения до смерти, и очень жаль, что эта важная часть нашей жизни забывается, уходит в прошлое, а на смену древним обычаям приходит современная свадьба, играемая в огромных банкетных залах, с приглашением до тысячи гостей, с лимузинами и нанятыми певцами, «мегазвездами» дагестанской эстрады…и почти не звучат барабан и зурна, народные песни и ритуальные свадебные игры и сценки…

Здравствуйте, дорогие читатели блога . Решил сегодня поднять еще одну запрещенную на Кавказе тему, которая затрагивает практически каждую кавказскую семью. Дагестанские свадьбы сегодня самые дорогие не только на Кавказе, но и в России.

Менее полугода назад я женился и на себе испытал все «прелести» проведения свадеб в Дагестане. И в этой статье хочу рассказать вам о том, как на пустом месте делают деньги в нашей родной республике.Вначале хочу поздравить всех православных читателей блога с Рождеством Христова. Для меня этот праздник стал ближе после того, как я побывал в Вифлееме, в Храме Рождества Христова. Подробнее об этом писал в статье . Друзья, желаю нам всем здоровья, терпимости и толерантности.

Ну, а теперь перейдем к теме статьи. В первую очередь я хочу затронуть неприятную тенденцию в свадебной индустрии, которая складывается в последние годы в стране гор – Дагестане. Тенденция эта связана с тем, что идет явное разделение дагестанского общества. Одни играют свадьбу по религиозным канонам, другие же – по светским законам. Но, и те, и другие все чаще забывают своего народа. Те, кто играет по религиозным канонам практически полностью отходят от традиционных свадебных обрядов. Напротив, те, кто играет свадьбы по светским законам, так увлекаются нововведениями, что тоже забывают о многих красивых традициях.

Заметьте, такая ситуация сложилась не только в Дагестане, но и почти во всех кавказских республиках. И, самое обидное то, что официальное духовенство и светская власть показывают полное равнодушие к этой проблеме. Сложившейся ситуацией очень умело пользуются всякие религиозные деятели крайних взглядов. На самом деле, нет ничего плохого в том, что человек хочет сыграть свою свадьбу по религиозным канонам. Кстати, довольно много дагестанских свадеб в последние годы именно так играются. Есть даже явные плюсы от этого. Но, есть два очень больших минуса. Первый – это полное отрицание свадебных традиций и обрядов своего народа. Вернее, их подменяют религиозными обрядами. Хотя, не все обычаи дагестанских свадеб связаны с религией. И второй минус – явное противоборство светским свадьбам. Порой доходит до кровопролития.

Еще раз говорю, что каждый сам вправе решать, по каким канонам играть свадьбу. Но, это не должно разрушать обычаи и обряды. В этой связи вспоминаю пословицу, которую часто говорил : «Если вы стреляете в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в вас из пушки». В сложившейся ситуации очень важен диалог власти и духовенства. Возможно, удастся прийти к компромиссу. Иначе, в будущем возможны определенные сложности в этом вопросе.

Кто-то сейчас скажет, что «вот, Али опять сгущает краски». На самом деле, все не так. Конечно же, свадьба – это удивительный и счастливый миг в жизни каждого человека. Особенно, в жизни девушек. Ведь, каждая девушка с детства мечтает надеть белоснежное свадебное платье. Мечтает найти своего принца… точнее, чтоб принц сам нашел ее. По своему опыту хочу сказать, что свадебные хлопоты – это просто удивительное время, когда ты просто падаешь с ног от усталости, но тебе так приятно от этого. А девушки вообще всю девичью жизнь готовятся к свадьбе. Ну, конечно же, если девушка все-таки остается «девочкой» до свадьбы. Да, нередки случаи, когда бывает иначе. Подробнее об этом можете почитать в статье.

Нет, ребята, я не сгущаю краски. Я хочу рассказать вам о том, как же дорого сегодня обходятся. Знаменитый калым – выкуп за невесту кажется уже детским лепетом в сравнении с тем, какие расходы ждут человека, который изъявил желание стать официально женатым. Кстати, про калым обязательно напишу подробнейшую статью. , дабы не пропустить эту статью. Если вы не знаете, как можно подписаться на обновления блога, вам обязательно нужно .

Сколько стоит организация свадьбы в Дагестане?

Дагестанские свадьбы (впрочем, как и во всех республиках Северного Кавказа) никогда не были дешевыми. Ведь, все наслышаны о том, каким количеством родных, знакомых и друзей обладают многие семьи. Не зря же только на Кавказе широко распространились такие понятия, как «род», «тухум», «тейп».

Поэтому, чаще всего на дагестанских свадьбах собирается от 500 человек. Представляете, их же нужно прокормить и напоить. Но, это не самое страшное. Накрывать столы на Кавказе всегда любили и умели. Ведь – одно из самых почитаемых обычаев. Нужно же еще собрать приданое для невесты. Вот это один из самых сложных и долгих процессов. Обычно, родители с детских лет начинают покупать все необходимое. А нужно еще технику, мебель и еще много чего подарить своей дочурке. И самое главное, чтоб все подаренное было не хуже, чем у соседей. Ведь, потом народная молва может осудить. А жених должен готовить калым и жилье. Куда-то невесту надо приводить.

И эта ситуация долгое время всех устраивала. Играли свадьбу, гуляли несколько дней и все были довольны. Это продолжалось до тех пор, пока проведение свадеб в не поставили на рыночные рельсы. В принципе, бороться с прогрессом нет смысла, но акценты в некоторых моментах стоило бы поставить.

В первую очередь я никак не могу понять, зачем нужно играть две свадьбы. Об этом я подробнее писал в статье . Да, ребята, в Дагестане у многих народов играют две свадьбы. Зачем далеко идти. У меня самого было две свадьбы. Как бы объяснить так, чтоб стало понятнее. Первую свадьбу играл я, то есть сторона жениха. Собирались мои родственники, друзья, знакомые (всего 450 человек!). Вторую свадьбу играла моя жена, сторона невесты. У нее на свадьбе было… внимание… 600 человек! Я знаю, что у аварцев, даргинцев и многих других народов Дагестана обе свадьбы играют в один день. А на юге Дагестана (азербайджанцы, лезгины , табасаранцы) чаще играют в разные дни. Например, наша первая свадьба была 8 июля, вторая – 18 июля.

Давайте разберемся, почему в Дагестане принято играть две свадьбы. Это связано с тем, что в старину играли отдельно свадьбу для мужчин и для женщин. Женщины собирались отдельно в одном месте и «гуляли», мужчины же в другом месте. В назначенный час друзья и знакомые жениха приезжали на женскую свадьбу и забирали невесту. Посмотрите отрывок из фильма «Не эта, так та», в котором показано примерно тоже самое:

Таким образом, две свадьбы в этих условиях оправданы. А что мы сегодня видим? Сама традиция потеряна, а две свадьбы продолжают играть. То есть, сегодня жених и невеста сидят на одной свадьбе (на юге Дагестана так), потом вместе же сидят и на другой. А теперь внимание! Получается, что расходы удваиваются! А теперь давайте подробнее в цифрах.

Дагестанские свадьбы в цифрах

Понятно, что нужно прокормить обе свадьбы. Не легче ли было бы сыграть одну свадьбу, вдвое меньше расходов. Кстати, я бы с удовольствием сыграл одну свадьбу, но родители категорически были против. Итак, не берем мы в счет расходы на питание, питье, закуски. Возьмем самое простое, чтоб легче было понять. Итак, поехали:

  • Аренда банкетного зала на 400-700 человек на 1 вечер – от 40 000 тысяч рублей (на две свадьбы – минимум 80 000 рублей). Поделюсь некоторыми соображениями по этому поводу. Понятно, что спрос рождает предложение. Раз люди играют такие большие свадьбы, значит и залы такие строят. То есть, проблем с залами не будет, если вы закажете его за 7-8 месяцев! Да-да, я лично заказывал банкетный зал за 9 месяцев! И в это время было тяжело найти свободные места. Что можно сказать по поводу сервиса в банкетных залах? Нужно отметить то, что в последние годы уровень обслуживания заметно подрос. Но, как воровали официанты на свадьбах, так и воруют! Как выносят посуду, а потом предъявляют хозяину свадьбу счет за бой посуды, так и выносят.
  • Какая дагестанская свадьба без «живой» музыки. Ну, эта статья расходов меня больше всего раздражает. Так уж сложилось, что на свадьбах в Дагестане должна быть «живая» музыка. Для этого приглашают инструментальные ансамбли. Заплатить за это удовольствие нужно минимум 25 000 рублей. Что вы за эти деньги получите? 3-4 человека с музыкальными инструментами (, гармонь и скрипка изредка). Свадьба (основная часть городской свадьбы) длится 4-5 часа, из которых 2-3 часа играет синтезатор. Таким образом, каждый член ансамбля за 2 часа зарабатывает минимум 5000 рублей! Неплохой заработок, не так ли? Нет, я не считаю чужие деньги. Дальше вы поймете, почему я все это рассказываю.

Идем дальше. Ансамбль пригласили, осталось найти певцов. И тут начинается настоящий сэйшин! Каждый мало-мальски уважающий себя певец или певица запросит минимум 15 000 рублей! Представьте себе, как высоко себя эти люди ценят. За 4 часа заработать 15 000 рэ. Не хило! И это минимум. Знаю, что некоторые так называемые «звезды дагестанской эстрады» просят от 20 000 за полчаса. И все бы ничего. Не жалко было бы отдавать такие деньги за что-то стоящее. Но, блин, обидно, когда тебе нагло втюхивают пустышку. Не совсем понятно? Дело в том, что эти «звезды» практически не поют, все под «фанеру». Вот такие у нас «звезды». Рубят бабло! В принципе, с нашего молчаливого согласия! Кстати, если не верите, смотрите, как на одной дагестанской свадьбе отобрали микрофон у Лауры Алиевой – еще одной дагестанской «звезды» (правда, качество оставляет желать лучшего):

Если прибавить сюда и тамаду (минимум 5 000 рублей), то так называемая «живая» музыка обходится в довольно кругленькую сумму — 50 000 рублей! Заметьте, это самый минимум!!! Средняя же цена за все – 70 000 рублей! За две свадьбы – 140 000 рублей. Отлично! А теперь вопрос: как сделать так, что спустить этих «звезд» на землю? Мой тесть дал отличный вариант. Он считает, что нужно, чтоб несколько «шишек» в Дагестане отказались от приглашения этих «звезд», а включили вместо этого магнитофон! Вот тогда все начнут отказываться от приглашения «великих звезд».

  • Хорошо, идем дальше. Следующая статья расходов – приглашение операторов, фотографа и оформление зала. Ну, тут тоже все схвачено! За ваши деньги сделают все чики-пуки! Операторы (чаще всего из трех камер) попросят минимум 15 000 рублей, фотограф потребует 3000 – 5000 рублей за диск и 7 000 – 10 000 за альбом (10 000 – 15 000 рублей). А вот с оформлением стола все тяжело. Тут все зависит от вашей фантазии и ваших желаний. На это сразу же отложите минимум 7000 – 10 000 рублей. Таким образом, на операторов, фотографов и оформление стола приготовьте 40 000 рублей. Стоит ли говорить, что это минимальная сумма. Так, за две свадьбы – 80 000 кровных рубликов!
  • Не знаю, как вы, но я уже сбился со счета. Да и ладно, в конце все подсчитаем. Итак, нам же нужно еще что-то одеть на невесту (про жениха я уже молчу). Еще заказать машину (обязательно Бентли или какой-нибудь лимузин) и цветы. С выбором венчальных платьев проблем точно не будет. На каждом углу есть салоны свадебных платьев. И там можно за 20 000 – 150 000 рэ ВЗЯТЬ В АРЕНДУ платье на два вечера! Ну как вы там, еще не упали со стула? Отдать 150 косарей за 3-4 часа. И потом возвращаешь платье. Не дай Бог, если платье немного порвется. Готовьтесь отстегнуть еще денег бабосы. Такое ощущение, что эти платья от Кутюрье. Так, допустим, отдали вы, скрепя сердцем, полтос (50 000 рублей) за платье. Нужно же еще цветы и свадебную машину. За букет цветов готовьтесь выложить 2 000 рублей (4000 за две свадьбы), за машину – минимум 8 000 рублей (16 000 за две свадьбы). Всего: свадебное платье невесты+машина+цветы=70 000 рубликов за две свадьбы. Да, сюда же можно отнести прическу, макияж и прочее. На эти цели нужно будет отдать минимум 6 000 – 7 000 рублей за одну свадьбу. Итого, примерно 15 000 за две свадьбы.

Слава Богу, что я уже женился. Пишу статью и потею от этих цифр. Нет, не цифры меня пугают. Больше пугает то, что все цифры настолько бессовестно завышены, что даже слов нет. Такое ощущение, что средняя заработная плата в Дагестане составляет 100 000 рублей. Конечно же, все будут считать, что Кавказ незаслуженно получает больше денег, нежели остальные регионы России. Кстати, в статьея подробнее изучил этот вопрос.

  • Ну, нам осталось заплатить порядка 70 000 – 100 000 рублей тем, кто будет готовить еду на свадьбу. А приготовить нужно много чего: плов, шашлыки, всякие пряности, закуски, салаты, печеное и так далее. А как вы думали? Хотите самостоятельно приготовить еды на 700 человек? Упаси меня Всевышний от этой затеи! Все хотят отдыхать на свадьбе, а не горбиться.
Подведем итог минимальных финансовых расходов свадьбы в Дагестане:

1. Банкетный зал – 40 000*2=80 000 рублей за 2 свадьбы

2. Музыканты + певец + тамада – 70 000*2=140 000 рублей

3. Операторы + фотограф + оформление зала – 40 000 рублей*2= 80 000 рублей

4. Свадебное платье + машина + цветы + прическа (макияж) — 85 000 рублей

5. Приготовление еды на свадьбу – 85 000*2=170 000 рублей

Итого: 555 тысяч рублей!!!

Нормальная такая сумма получается!!! А теперь прибавим сюда еду, алкоголь, всякие соки и прочее. Тут все зависит от сезона. Летом вам все это обойдется в 200 000-250 00 рублей, а зимой и все 300 000 рублей. Заметьте, все подсчеты очень грубые и взяты на свадьбу численностью в 500-700 человек. В общем, на все выйдет порядка 1 000 000 миллиона рублей! Для тех, у кого проблемы с математикой – ОДИН МИЛЛИОН РУБЛЕЙ!!!

И это без приданого невесты: хрусталь, ковры и так далее (>350 000 рублей), мебель (> 250 000 рублей), золото (> 100 000 рублей), одежда для жениха и невесты (>150 000 рублей). Сюда же можно отнести еще и жилье! Короче, ребята, сегодня дагестанская свадьба – дорогое удовольствие!!!

Встает вопрос: почему же, если все так недешево, люди продолжают играть две свадьбы? Здесь я вижу только одну причину. Сегодня в Дагестане сложилась целая свадебная индустрия. Вообще, положа руку на сердце, нужно признать, что в Дагестане существует три отрасли основного дохода населения – это торговля, служба в полиции (либо на контрактной службе) и свадьбы. Ну не могут же столько народа взять и просто так лишить себя такого лакомого кусочка. Поэтому до сих пор играют две свадьбы!

На самом деле, признаюсь, в такие счастливые мгновения мы не задумываемся о том, сколько и кому нужно отдать. Это, в принципе, правильно. Ведь, как говорится, живем мы только один раз. И свадьба у всех бывает только раз… в большинстве случаев. Но, почему бы тогда не сыграть свадьбу по своему карману? Нет, нужно обязательно влезть в долги, чтоб не «ударить в грязь лицом». Либо люди, действительно, хотят выглядеть богатыми, либо же это пустые «понты». Кстати, об этих дагестанских «понтах» столько всего вам могу рассказать. Эх, лучше напишу отдельную статью об этой сугубо дагестанской проблеме.

Ну что, пора заканчивать. Я данную статью написал не для того, чтоб попугать вас цифрами и, чтоб все сразу же отказались от своих обычаев (от организации двух свадеб, например). Как уже сказал, я сам играл две свадьбы. Но, главное, чтоб вы реально оценивали свои материальные возможности и не гнались за тем, что выглядеть богатым и делать все, как у всех. Кстати, меня еще одно бесит – шаблонность дагестанских свадеб. Все свадьбы играют под копирку. Ребята, где же ваша эрудиция, смекалка, воображение? Я сделал свою свадьбу очень необычной и потратил на это минимум денег. Обещаю вам рассказать, как можно за минимальные денежные средства сыграть очень необычную и красивую свадьбу. Подпишитесь на обновления блога , дабы не пропустить эту статью.

В заключение хочу показать вам очень красивый танец жениха и невесты на азербайджанской свадьбе:

Уважаемые читатели, мне будет очень интересно обсудить с вами ваши взгляды на предложенную тему в комментариях. Думаю, вам есть много чего добавить ко всему, что я выше написал.

Дагестанский народ имеет свои уникальные традиции и обычаи, связанные со свадебным торжеством, которое не только является важным событием для молодоженов и их семей, но и грандиозным мероприятием, которое празднуется с размахом!

Интересно узнать, чем именно славится проведение свадьбы в Дагестане? Тогда портал Свадебка.ws предлагает вам окунуться в удивительный мир дагестанских свадеб с их уникальными традициями и обычаями!


Особенности свадьбы в Дагестане

Свадебное торжество в Дагестане имеет свои характерные черты, присущие именно этой народности, в частности:



Сценарий дагестанской свадьбы: главные этапы

Дагестанская свадьба состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых имеет свои уникальные традиции, обычаи и ритуалы.

Помолвка

Свадьба в Дагестане начинается с помолвки или обручения, которое происходит стандартным для многих народов образом: в дом невесты приезжают сваты со стороны жениха и одаривают девушку подарками. Родители жениха и невесты выбирают дату свадьбы, исключая дни рождения молодоженов и родителей, мусульманские праздники, в частности, дни ураза-байрам. Отличительной чертой помолвки в Дагестане является то, что она проводится почти тайно, в вечернее время и в узком кругу родственников.


Когда дата будет выбрана, молодые отправляются в ЗАГС, чтобы подать заявление. Начинается интенсивная подготовка к красивой дагестанской свадьбе: выбор свадебных нарядов и банкетного зала, согласование меню и др.

Первый день свадьбы в доме невесты

Согласно традициям дагестанской свадьбы само празднование начинается в доме невесты, где обычно собираются представительницы женского пола. Они поют свадебные песни, «оплакивая» уход невесты в дом жениха (то же самое можно встретить в числе обрядов на казахской свадьбе). Невеста в этот день прощается с родительским домом и прежней жизнью.


В самый разгар праздника в дом невесты приезжает жених с дорогими подарками: ювелирными украшениями, текстилем, коврами и т.п. Его сопровождает большое количество родственников, исполняющих обрядовые песни и несущих дары невесте, которые они впоследствии складывают в специальный свадебный сундук.

Второй день свадьбы в доме жениха

Самое грандиозное празднование происходит в доме жениха через неделю после первого свадебного дня. Начинается оно с того, что отец жениха едет в обед в дом невесты, взяв с собой свечу и зеркало. Их он передает невесте в качестве символа счастья для новоиспеченной семьи и платит ее родственникам символический выкуп.

Невесту наряжают в праздничный наряд, завораживающий своей красотой, так как дагестанские свадебные платья обычно являются самыми дорогими в мире из-за количества ювелирных деталей, используемых для их украшения. Раньше волосы невесты прятали под платок, сейчас это делают редко. Современные дагестанские свадебные прически отличаются замысловатыми формами и различными плетениями, отчего выглядят они как настоящие произведения парикмахерского искусства.


Мать и подружки выводят невесту во двор, предварительно закрыв ее лицо специальной накидкой, после чего она вместе с отцом жениха и его родственниками едет в ее новый дом.


Свадебное шествие сопровождается песнями и национальной музыкой. По пути им могут преградить дорогу знакомые и случайные прохожие, требуя подарков. На пороге дома жениха невесту угощают медом, чтобы жизнь молодоженов была сладкой. Необычной свадебной традицией на дагестанской свадьбе является стрельба друзей жениха, которая должна принести в дом молодых счастье и отпугнуть нечистую силу.


В доме жениха начинается шумное празднование! Особенностью дагестанской свадьбы является то, что мужчины и женщины рассаживаются за разными столами. Последние же просто ломятся от огромного количества национальных блюд.

Главным событием свадебного вечера является танец молодоженов. До него невеста должна станцевать с мужчинами, присутствующими на празднике: она кружится вокруг каждого из них, а мужчины исполняют лезгинку и одаривают молодую деньгами, которые собирает подружка невесты.